Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Мировой флот весьма неравномерно распределен по странам.
В последние десятилетия в судоходном мире произошли крупные подвижки. Из числа традиционных морских держав, на первый взгляд, выпали Германия, Франция, Италия, Дания, а другие — США, Россия, Англия — переместились с первых строчек на последние. Секрет этих подвижек известен: судовладельцы экономически развитых стран, скрываясь от высоких местных налогов и для экономии на эксплуатационных издержках регистрируют свои суда в государствах, где налоги ниже, а рабочая сила дешевле (подставные флаги регистрации).
Германская, американская или иная судоходная компания учреждает за мизерную плату свою офшорную компанию в стране так называемой «открытой регистрации». Традиционно — это Панама и Либерия, а в последнее время к ним добавились Багамы, Мальта, Кипр, Сингапур и др., готовые хоть и немного, но заработать на морском бизнесе. Подставная компания регистрирует суда действительного собственника под флагом «своего» государства, причем нередко, из соображений коммерческой безопасности, на каждую такую компанию приходится по одному судну.
Бегство под подставные флаги, или как это именуется в английском языке под «удобные флаги» (flag of convenience) в последнее десятилетие приняло настолько массовый характер, что вызвало нешуточную обеспокоенность в среде стран — экономических лидеров. Среди мер по предотвращению бегства судов под удобные флаги стало учреждение в судоходных странах дублирующих вторых международных регистров. Флаг этого регистра дает налоговые льготы и является своеобразной офшорной зоной в границах ведущих морских держав. Такие международные регистры созданы в Норвегии и Дании.
Если иметь в виду действительную принадлежность судов, их подконтрольность, то картина распределения мирового торгового флота предстанет в несколько ином виде.
В списке судоходных стран отсутствуют и Панама, и Либерия, и другие страны открытой регистрации, поскольку они в действительности своего флота не имеют или его тоннаж незначителен. Вместо них список возглавляет Греция, судоходные компании которой, используя вялую конъюнктуру фрахтового рынка последнего времени, активно перекупают по низким ценам подержанный, но еще вполне работоспособный флот. Далее следуют Япония, Норвегия, США, КНР. Все эти страны значительную часть флота держат под подставными флагами, но «рекордсменами» выступают Бельгия с 97,5% флота под подставными флагами и Швеция с 90,7%. Подавляющую часть своего национального тоннажа держат под подставными флагами Япония и США, причем для США это давняя традиция, берущая начало еще с довоенных лет.
Япония на нынешнем этапе — вторая по тоннажу флота морская держава. Ее экономика, с одной стороны, базируется преимущественно на привозном сырье и импортных энергоносителях. С другой стороны, ее обрабатывающая промышленность в значительной мере имеет экспортно-ориентированный характер. В этих условиях при островном положении страны Япония вынужденно имеет большой флот, без которого не может быть гарантий регулярного функционирования народного хозяйства. Однако оплата рабочей силы в Японии в настоящее время сравнялась с уровнем других развитых стран, эксплуатационные расходы относительно выросли и при низкой прибыльности работы флота на международных морских перевозках грузов содержать большой флот не под силу даже богатой Японии. В результате до 80% японского флота числится за странами открытой регистрации.
Норвегия — искони морская держава, для которой мореплавание —традиционно национальный вид промысла, а валютные доходы от работы норвежского флота только в последнее время встали на второе место после экспорта североморской нефти. Норвежский флот при теперешнем вялом фрахтовом рынке, высоких налогах и высоких эксплуатационных издержках не в состоянии приносить прибыль. Выходом стало создание Норвежского международного судового регистра, в котором до 90% зарегистрированных судов — норвежские.
Торговый флот США также не в состоянии конкурировать на фрахтовом рынке из-за высокого уровня национальных эксплуатационных издержках и налогов. Флот США, плавая под национальным флагом, не в состоянии выжить без государственной поддержки. Поэтому более 70% судов американского флота плавает под подставными флагами — либерийским и панамским.
Китай упорно торит себе дорогу к званию великой державы, для которой мощный морской торговый флот—и вопрос престижа, и вопрос экономической безопасности. КНР в последние годы активно пополняла свой торговый флот за счет строительства и покупки, в результате чего в настоящее время занимает пятое место среди крупнейших судоходных держав, тогда как в первые годы после образования КНР флот у страны практически отсутствовал.
Затяжной кризис в судостроении и судоходстве оттеснил на второй план некогда могущественные морские державы: Великобританию, Германию, Италию, Францию, а также Швецию, Данию.
В результате распада СССР и в ходе экономической революции потеряла свои морские позиции и Россия, переместившись по тоннажу флота из первой пятерки на 13 место.
В первые ряды упорно пробиваются Южная Корея и так называемые «малые драконы»: Гонконг, Сингапур, Тайвань, которые ранее в судоходном мире не были известны.

Статьи по теме:
  • Международная торговля и флот
  • Развитие мирового торгового флота в послевоенные годы
  • Структура мирового торгового флота
  • Выбор базиса поставки

    Метки: , , ,