Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Archive for февраля, 2009

Грузовместимость

Фев-26-2009 Автор admin

Грузовые трюмы и прочие помещения, предназначенные для размещения груза, характеризуются объемом. Суммарный объем всех грузовых помещений называют грузовместимостью судна, измеряемой в кубических метрах.
Различают грузовместимость по штучному и сыпучему грузу. Грузовместимость по сыпучему грузу — зерновая грузовместимость — равна теоретическому объему грузовых помещений за вычетом объема набора и других конструкций, находящихся внутри грузовых помещений (полупереборки, пиллерсы, шахты, трапы, трубы, подкрепления и т. д.). Обычно этот объем составляет 4—5% теоретического объема грузового помещения.
Грузовместимость по штучному грузу — киповая вместимость — па 8—10% меньше вместимости по сыпучему грузу, так как в нее не включают пространство между шпангоутами, бимсами и стойками переборок, которое не может быть использовано для размещения ящиков, бочек, кип хлопка и пр.
Каждый груз обладает определенным удельным погрузочным объемом — так называют средний объем, исчисляемый в кубических метрах (м3), который необходим для размещения 1 т груза. Этот объем составляет: для свинцовых чушек — 0,2 м3/т, для руды — 0,4—0,5 м3/т, для пшеницы в зернах — 1,25—1,30 м3/т, для лесных пиломатериалов — 2,3—2,7 м3/т, для большинства штучных (генеральных) грузов—1,9—2,1 м3/тг, для крупногабаритных грузов типа автомашин, тракторов и т. д. — 10—20 м3/т. Читать далее »

Грузовая марка

Фев-25-2009 Автор admin

Во избежание недопустимой перегрузки судна с конца XIX — начала XX вв. на грузовых судах была введена грузовая марка, определяющая в зависимости от размеров и конструкции судна, района его плавания и времени года минимальную допустимую величину надводного борта. В настоящее время грузовая марка наносится в соответствии с Правилами Регистра России, основанными на Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. Грузовая марка наносится на правом и левом бортах в средней части судна.
Горизонтальная полоса, нанесенная посредине изображенного на грузовой марке диска, соответствует летней грузовой ватерлинии, т. е. ватерлинии при плавании судна летом в океане при плотности воды 1,025 т/м3. В нос от диска наносят «гребенку» — вертикальную линию с отходящими от нее грузовыми марками — горизонтальными линиями, до которых может погружаться судно при различных условиях плавания: летом (Л), зимой (3), зимой в Северной Атлантике (ЗСА), в тропиках (Т), в пресной воде в устьях рек (П), в пресной воде в тропиках (ТП).
Зимняя грузовая марка З наносится выше летней на 1/48 летней осадки; зимнюю для Северной Атлантики ЗСА — на 50 мм ниже зимней (на судах длиной более 100 м марку ЗСА не наносят). Тропическая грузовая марка Т наносится выше летней на 1/48 летней осадки. При нанесении марок для плавания в пресной воде П и ТП учитывают, что при переходе судна из пресной воды рек в соленую морскую осадка судна уменьшится из-за разности в плотности воды.
При приеме груза судно не должно погружаться в воду глубже соответствующей марки. На некоторых судах наносят помимо обычных марок специальные. Читать далее »