Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Фиксацией местоположения судна и порядка его следования в порт погрузки не заканчиваются обычные обязательства судовладельца в отношении сроков подачи судна в порт погрузки. Одно из существенных условий чартера — позиция судна, т.е. обязанность судовладельца подать судно под погрузку в определенный промежуток времени. В своем классическом виде позиция судна обычно ограничивается двумя календарными датами: датой лейдейс и датой канцеллинга. Многочисленные случайности, неизбежные в морском судоходстве, не дают возможности при заключении чартера определить точную дату прибытия судна в порт погрузки. Поэтому время прибытия фиксируется в виде интервала в 10-15 дней и более.
Дата лейдейс ограничивает срок наиболее ранней подачи судна в порт погрузки, а дата канцеллинга — время наиболее поздней подачи. Смысл этих дат в том, что фрахтователь не обязан принять судно к погрузке до даты лейдейс и при его прибытии до даты лейдейс не несет ответственности за простой судна. В случае прибытия судна после даты канцеллинга фрахтователь вправе расторгнуть, канцеллировать чартер. Важно иметь в виду, что судно может считаться прибывшим только тогда, когда оно действительно прибыло в порт и готово во всех отношениях приступить к погрузке, т.е. судно должно пройти все портовые формальности, получить так называемую свободную практику, встать к причалу, открыть люки и приготовить грузовые помещения для размещения груза. Судно, прибывшее в порт в дату канцеллинга, но, допустим, после окончания официальных рабочих часов, т.е. после окончания рабочего дня учреждений, занимающихся исполнением портовых формальностей (таможня, карантинная станция, управление порта, иммиграционные власти и т.п.), считается пропустившим канцеллинг.
При пропуске судном канцеллинга фрахтователь вправе игнорировать любые причины задержки судна, если они особо не оговорены в чартере. Во внимание принимается только причина, исходящая от самого фрахтователя. Например, фрахтователь может запоздать с ордерированием судна, в результате чего оно простояло в обусловленном месте в ожидании ордера, т.е. распоряжения следовать в определенный порт под погрузку. Или фрахтователь задержал судно под погрузкой в предыдущем рейсе сверх обусловленного времени.
Расторгнув чартер, фрахтователь, как и в других подобных случаях вправе, кроме того, требовать доказанные убытки, но обычно дело сводится к перефрахтованию судна на условиях того же чартера с пониженной ставкой фрахта.
Если судно опаздывает к канцеллингу, судовладелец обычно заранее, до выхода судна из последнего порта захода запрашивает фрахтователя, намерен ли последний продлить канцеллинг или расторгнуть чартер. Такой запрос формально не обязывает фрахтователя дать ответ, если иного не обусловлено в чартере, и фрахтователь действует сообразуясь с обстановкой. Судовладелец обязан подать судно в порт и в случае молчания фрахтователя, в силу чего фрахтователь может объявить о канцелли-ровании чартера в момент прибытия судна в порт погрузки.
В новых чартерах право фрахтователя расторгнуть чартер при пропуске судовладельцем даты канцеллинга урезано в пользу судовладельца. Предвидя опоздание, судовладелец по условиям этих чартеров вправе через определенное время после выхода из последнего порта выгрузки запросить фрахтователя о продлении канцеллинга, и фрахтователь в течение строго определенного времени обязан дать ясный ответ — положительный или отрицательный. По истечении этого срока судовладелец при отсутствии ответа может расторгнуть чартер, не подавая судно в порт погрузки. По условиям других чартеров, отсутствие ответа со стороны фрахтователя означает автоматическое продление канцелинга до даты, которую запросил судовладелец.
Промежуток между датами лейдейс и канцеллинга может быть самым разнообразным от нулевого, когда даты лейдейс и канцеллинга совпадают и судовладелец обязуется подать судно в строго определенный день, до месяца и более. Эти даты устанавливаются в ходе уторговывания фрахтовой сделки и зависят от технических возможностей сторон, а также от соотношения их сил при переговорах: судовладельцы, как правило, заинтересованы в растянутых позициях, которые дают им возможность маневра судами, фрахтователи же, наоборот, обычно стремятся к более сжатым позициям, будучи связаны обязательствами по срокам поставки товара, его завоза в порт, хранения и т.п.

Статьи по теме:
  • Начало счета стадии. Нотисы о прибытии судна. Календарные, рабочие и «чистые» дни в нотисах. Нотис о готовности судна к погрузке (выгрузке). Льготное время
  • Местоположение судна
  • Зерновые чартера. Подача нотисов о прибытии и готовности. Географические опционы. Ордерование. Грузовые опционы
  • Безопасный порт