Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Рейсовый чартер — сложный документ, насчитывающий обычно свыше 40 статей с непростым юридическим текстом. Рассматривать его можно с разных точек зрения.
Если смотреть на чартер с позиций оперативного прохождения и оформления фрахтовой сделки, то его условия надо разделить на постоянные и переменные. На постоянные условия приходится подавляющая часть всего содержания чартера, они составляют его неизменную сущность. Переменные условия, наоборот, меняются от сделки к сделке. Именно они фигурируют в переговорах, предшествующих заключению сделки: название судна него технические данные, срок подачи судна под погрузку, нормы грузовых работ, ставка фрахта и др.
Чартеры первого поколения структурно строились так, что переменные условия при оформлении чартера вносились в соответствующие пропуски, пробелы по всему тексту постоянных условий. Чартеры второго поколения подверглись существенному усовершенствованию, в них деление условий на постоянные и переменные получило пространственное завершение: все переменные условия, начиная от наименования судовладельца и фрахтователя и кончая подписями сторон, вынесены в виде блока, клеток на отдельный лист и образуют часть «А» чартера. Здесь же располагаются блоки, позволяющие управлять альтернативами в постоянных условиях, т.е. переводить в разряд действующих те из них, о которых договорились стороны. Так, в постоянных условиях может быть несколько вариантов оплаты грузовых работ, и в части «А» должно быть зафиксировано какой из них действителен в данной сделке.
Постоянные условия также располагаются на отдельном листе сплошным блоком, образуя часть «Б». Они должным образом увязаны с соответствующими переменными условиями части «А».
Применение клеточных форм заметно упрощает оформление чартеров. Для оперативных целей в качестве оригиналов вполне достаточно оформить лишь часть А, т.е. переменные условия. Она изготовлена на одной стороне стандартного листа размером А4, который легко ксерокопируется, передается по факсимильной связи.
С точки зрения весомости последствий нарушения чартера условия также можно разделить на две части. К первой группе относятся условия фундаментального характера, нарушение которых одной стороной дает право другой расторгнуть договор. Нарушение других дает право лишь требовать возмещения нанесенного ущерба.
В функциональном плане чартер делится на несколько частей, каждая из которых регулирует взаимные права и обязанности сторон в тех или иных сферах общих интересов. Одна группа условий относится к судну, другая — к грузу. Третья группа условий регулирует взаимные права и обязанности по портам погрузки и выгрузки, по порядку грузовых работ. Еще одна группа касается вопросов оплаты фрахта и т.д. Значительный объем постоянных условий чартера относится к так называемым оговоркам — условиям, регулирующим взаимоотношения сторон при возникновении особых обстоятельств: забастовка, военные действия, стихийные явления.

Статьи по теме:
  • Значение фрахтовой ставки
  • Профессиональные организации судовладельцев и грузовладельцев
  • Военная оговорка
  • Преамбула