Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Следующая ступень развития взаимоотношений между судовладельцем и фрахтователем — димайз-чартер (Demise Charter Party) — чартер, по которому фрахтователю передается весь объем прав по управлению судном и контроль над его экипажем, члены которого становятся на время чартера служащими фрахтователя. Фрахтователь полномочен распоряжаться судном в течение срока действия чартера по своему усмотрению на правах владельца. Он принимает на себя всю ответственность и все издержки по совместному предприятию. Фрахтователь платит судовладельцу за пользование судном согласованную арендную плату, остающуюся на риске судовладельца, которая распадается на прибыль судовладельца, процент на капитал и амортизационные отчисления. Риск судовладельца в том, что по прошествии срока службы судна сумма амортизации из-за инфляции или по причине научно-технического прогресса может оказаться недостаточной для приобретения нового аналогичного судна.
Таким образом, димайз-чартер можно рассматривать как договор фрахтования, где элементы аренды полностью вытеснили элементы договора перевозки.
Кроме основной формы димайз-чартера, известно несколько его разновидностей. Наиболее известная и получившая в последнее время широкое распространение в судоходных кругах— это бербоут-чартер (Bare boat Charter Party). По условиям бер-боута фрахтователь, помимо прав по димайз-чартеру, вправе сменить экипаж, включая капитана, снарядить судно своим экипажем, члены которого рассматриваются как его служащие, вправе сменить флаг, нанести свои фирменные знаки и т.д.
Еще одна разновидность — это бербоут с переходом к фрахтователю права собственности на судно. В этом случае увеличенная арендная плата в течение срока чартера возмещает судовладельцу стоимость судна, а само судно с момента заключения чартера переходит в собственность фрахтователя при условии выплаты всей суммы аренды. Такой договор трудно квалифицировать как договор фрахтования. Скорее это сделка купли-продажи судна в кредит, совершенная на комбинированных условиях договора фрахтования и договора купли-продажи.
Бербоут удобен тем, в руках профессионала-оператора может быть инструментом приобретения судна при отсутствии собственных или заемных инвестиционных средств для заказа судна. Платежи за судно фрахтователь производит из текущих поступлений от работы судна по рейсовым чартерам, от сдачи его в субаренду и т.д.
Рассматривая теперь в целом систему договоров: коносамент — рейсовый чартер — таймчартер — димайз-чартер — бербоут — можно увидеть, как по мере перехода от одного к другому в них убывают элементы договора морской перевозки груза и нарастают элементы аренды. Сообразно этому меняются и взаимоотношения сторон, их издержки и риски по совместному предприятию: от коносамента, где почти все издержки и риски ложатся на судовладельца, до бербоут-чартера, по которому почти все расходы и риски ложатся на фрахтователя.

Статьи по теме:
  • Таймчартер. Основные права и обязанности сторон
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон
  • Линейный коносамент. Комбинация трех функций
  • Преамбула