Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

По условиям таймчартера (Time Charter Party) судно предоставляется фрахтователю в аренду на определенный период для эксплуатации, использования на согласованных условиях, принципиальные положения которых сформированы и освящены вековыми традициями судоходной практики: судовладелец получает от фрахтователя согласованную между сторонами повременную арендную плату за судно, оставаясь собственником судна и сохраняя контроль над членами экипажа как своими служащими. Фрахтователь, приобретая по чартеру право распоряжаться судном по своему усмотрению на условиях, определенных в чартере, принимает на себя переменные издержки по совместному предприятию: стоимость расходуемого судном топлива, смазки, воды, навигационные расходы (корабельные, лоцманские, маячные, причальные сборы, стивидорные и т.п.). На него падают также соответствующие риски: риск подорожания топлива в течение действия чартера, роста навигационных издержек и т.д. Судовладелец из получаемой аренды содержит экипаж судна и оплачивает прочие постоянные издержки по совместному предприятию: ординарную страховую премию за судно (каско), проценты по закладной, проценты на заемный капитал или амортизационные отчисления и, соответственно, принимает на себя риски по этим издержкам, например, риск роста зарплаты экипажа, не возмещаемый из аренды, которая остается неизменной в течение срока таймчартера, риск роста ставки страховой премии и т.д.
Условия таймчартера в общем объеме взаимных обязательств сторон по совместному предприятию относят на фрахтователя больший по сравнению с рейсовым чартером объем ответственности и соответствующих издержек. И вместе с тем они дают ему и больше прав — право распоряжаться судном на определенных условиях, сдавать его в субаренду, отфрах-товывать на условиях рейсового чартера и т.д.
В таймчартере элементы договора морской перевозки, явственно присутствующие в рейсовом чартере, почти полностью исчезают. Остается лишь ответственность судовладельца за сохранную перевозку груза в той мере, в какой судовладелец отвечает за действия членов экипажа, как за действия своих служащих. Вместе с тем в таймчартере элементы рейсового чартера в заметной степени замещаются элементами договора аренды, хотя судовладелец, как и по рейсовому чартеру, содержит экипаж и принимает на себя прочие постоянные издержки и риски по ним. Сходство еще более усиливается в тех случаях, когда судно фрахтуется в так называемый рейсовый тай-мчартер (Trip Charter Party), по условиям которого время аренды ограничивается временем выполнения определенного рейса. Это обстоятельство вызывает порой немалую путаницу между рейсовым чартером и рейсовым таймчартером.
Таким образом, таймчартер представляется договором фрахтования, в котором условия рейсового чартера комбинируются в определенном соотношении с условиями договора аренды.

Статьи по теме:
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер
  • Длительность таймчартера. Рейсовый таймчартер. Балластный бонус
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон
  • Вывод судна из эксплуатации. Прекращение выплаты аренды