Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Почти так же, не считаясь с теоретическими постулатами, судоходная практика своеобразно совместила разные функции и в другом договоре — рейсовом чартере (Voyage Charter Party). В отличие от линейного коносамента рейсовый чартер обслуживает трамповое судоходство, которое имеет дело с большими массами однородных грузов, перевозимых судовыми партиями. Для таких партий фрахтуются, т.е. на определенных условиях нанимается целое судно. Поэтому рейсовый чартер в своей основе представляет собой договор фрахтования, специфический феномен морского судоходства. В качестве договора фрахтования чартер идентифицирует судно, фрахтуемое для перевозки, регулирует взаимоотношения судовладельца и фрахтователя по судну и т.п. Вместе с тем рейсовый чартер функции договора фрахтования совмещает с функциями договора морской перевозки, который обязывает судовладельца-перевозчика доставить обусловленный груз в порт назначения, а фрахтователя-грузоотправителя — уплатить фрахт за доставку.
Распределение взаимных прав и обязанностей между сторонами по совместному предприятию на условиях рейсового чартера существенно отличается от коносаментных, хотя и по рейсовому чартеру и по коносаменту основной объем расходов и рисков приходится на судовладельца. Последний принимает на себя все расходы и риски по содержанию судна, экипажа, по топливу и навигационным расходам. Фрахтователь принимает на себя расходы и риски по доставке груза к борту судна и по его отвозу от борта при выгрузке. На деле же он, как правило, принимает на себя риск и оплату всей погрузки и выгрузки, включая укладку (тримминг), крепеж груза и т.п. Все это выполняется фрахтователем за свой счет и своими средствами, т.е. средствами нанятых им стивидорных фирм или организаций, со всеми вытекающими из этого последствиями — ответственностью за простой судна, простой рабочей силы и береговых средств и т.п. Соответственно этим обязанностям расширяются и права фрахтователя-грузовладельца, который получает возможность самостоятельно управлять грузовыми операциями, ускорять их или нести материальную ответственность при их замедлении, сокращая или увеличивая тем самым продолжительность рей-сооборота судна в условиях, когда согласованным фрахтом покрывается, условно говоря, лишь нормативная продолжительность рейсооборота. Фрахтователь получает определенные права распоряжаться процессом размещения груза в судовых помещениях, но с капитана судна как агента судовладельца не снимается ответственность за надлежащее размещение груза, обеспечивающее безопасность плавания, с вытекающими из этого правами.
За доставку груза в порт назначения фрахтователь обязан уплатить судовладельцу фрахт. Сумма фрахта, провозная плата, если она не оговорена в форме так называемого фрах-та-люмпсум, формируется на основе ставки фрахта, которая при заключении каждой сделки согласовывается, уторговы-вается с учетом рыночной конъюнктуры. Ставка согласовывается за единицу груза — тонну, кубический метр и т.п. — и сумма фрахта, таким образом, зависит не только от уровня ставки, но и от количества принятого судном груза.

Статьи по теме:
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер
  • Оплата фрахта. Возникновение права на фрахт
  • Таймчартер. Основные права и обязанности сторон
  • Фрахтование