Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Практика морской торговли и, в частности, морских перевозок в их нынешнем виде складывалась под воздействием реальных жизненных потребностей и не всегда считалась с теоретическими представлениями о том, насколько тот или иной документ, обращающийся в сфере морских перевозок, соответствует идеальным представлениям о сущности договора морской перевозки или договора фрахтования. Обстоятельства заставляют создавать документы с такими комбинациями, с такими совмещениями разных функций, которые трудно «разложить по полочкам» с чисто теоретических позиций.
Рассматриваемый линейный коносамент иллюстрирует одну из таких комбинаций. Будучи в своей основе договором морской перевозки, он, помимо того, выполняет еще две функции. Одна из них — это расписка капитана, представляющего в данном случае судовладельца, в приеме груза с соответствующим обязательством выдать его в целости и сохранности, но уже в порту назначения. Другая функция, которая никоим образом не связана с функцией договора морской перевозки, имеет товарораспорядительный характер. Коносамент выступает в качестве титула собственности, владение которым дает право распоряжаться обозначенным в нем товаром. Каждая из трех выполняемых коносаментом функций могла бы осуществляться отдельными документами, но коммерческая практика, жизненная целесообразность свела их под одну «крышу». И это не единственный пример такого рода симбиоза разных функций.

Статьи по теме:
  • Основные права и обязанности сторон по договору морской перевозки грузов
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер
  • Фрахтование
  • Чартерный коносамент