Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Сообразно правам и обязанностям распределяются между перевозчиком и грузоотправителем риски и соответствующие им расходы по совместному предприятию. Переход ответственности за груз от грузоотправителя к перевозчику (и обратно — при выгрузке) происходит, как правило, не у борта судна, а при сдаче груза на склад перевозчика или его агента и при получении со склада в порту назначения. Следовательно, с момента сдачи груза перевозчику и до момента возвращения его получателю перевозчик принимает на себя единолично все расходы и риски по совместному предприятию, т.е. принимает на себя риск сохранной доставки груза, риски по судну, за его экипаж, оплачивает за свой счет все расходы по погрузке и выгрузке, постоянные и переменные расходы судна и соответствующие им коммерческие риски: отчисления на амортизацию, страховые и банковские платежи, содержание экипажа, расход топлива, навигационные издержки и т.п.
Обязанности и риски грузоотправителя ограничиваются оплатой фрахта, который в принципе призван возместить перевозчику все расходы по совместному предприятию в фиксированной сумме. Но эта сумма может и не возместить издержек перевозчика, или, наоборот, возместить с большим для него выигрышем.
При согласовании отправки груза в линейном сообщении стороны кратко формулируют перечисленные условия термином «линейные условия» (liner terms), причем полные линейные условия с включением всех терминальных расходов в тариф обозначаются как liner in/liner out (LILO).
В некоторых случаях, расходы по погрузке и выгрузке относятся на грузоотправителя и/или грузополучателя. При согласовании отправки такие условия обозначаются как FILO free in/liner out — погрузка за счет грузоотправителя или, соответственно, LIFO — liner in/ free out — выгрузка за счет грузополучателя.
Применение контейнеров породило свою терминологию, связанную с затаркой и растаркой контейнеров, т.е. с загрузкой и выгрузкой их содержимого. Аббревиатура LCL/LCL — less container load/less container load возлагает затарку и растарку контейнера на перевозчика на его терминале и за его счет, что учитывается в тарифе. LCL/FCL — less container load/fall container load означает, что растарку выполняет грузополучатель за свой счет, a FCL/LCL — full container load/less container load — грузоотправитель затаривает контейнер за свой счет.
Коммерческие риски сторон в подобных предприятиях в значительной части связаны с соответствующими расходами. Так, сторона, принявшая на себя расходы по бункеру, принимает на себя риск повышения цены на бункер, по-екольку в договоре между судовладельцем/перевозчиком и фрахтователем/грузоотправителем не предусмотрено возмещение этих дополнительных издержек рискующей стороне, которая получает возмещение всех своих издержек только из согласованного фрахта. То же касается и других рисков. Расходы на содержание команды могут вырасти из-за роста заработной платы и цен на продукты, расходы на страхование могут увеличиться в результате повышения страховых ставок, навигационные издержки могут вырасти при повышении ставок портовых сборов и плат и т.д.
Есть свой риск и по платежам фрахта, связанный с колебаниями курса доллара США по отношению к национальной валюте судовладельца или грузовладельца. Платеж фрахта обычно оговаривается в американских долларах, тогда как со счета плательщика банк снимает сумму фрахта в национальной валюте плательщика по текущему курсу, а не по курсу дня заключения фрахтовой сделки. Аналогично, банк зачисляет полученный долларовый фрахт в национальной валюте бенефициара по текущему курсу, и эта сумма может оказаться меньше той, которая имелась в виду при заключении сделки. Указанные риски не обязательно имеют негативный характер. Они могут быть и позитивными, и в этом случае рискующая сторона получает дополнительные выгоды от взятого на себя риска.
Рискующая сторона любой из своих рисков может перестраховать, в результате чего риск аннулируется, но вырастут издержки, связанные со страхованием.

Статьи по теме:
  • Таймчартер. Основные права и обязанности сторон
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер
  • Распределение расходов и ответственности между сторонами по таймчартеру