Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Если перевозке подлежит тарно-упаковочный, генеральный груз, не составляющий груз для целого судна, то грузовладелец обычно прибегает к услугам линейного судоходства, сервису судоходной фирмы, поддерживающей линейное сообщение на определенном направлении. В этом случае, как упомянуто выше, их взаимные права и обязанности оформляются коносаментом. Так как коносамент обычно выпускается после погрузки на судно груза, заранее завезенного в порт отправления, бывает необходимо заранее заручиться определенной гарантией перевозки груза еще до его завоза в порт. Эта договоренность, помимо коносамента, оформляется в момент ее достижения букинг-нотом, в котором указывается название и количество груза, сроки отправки, прочие условия (льготы, скидки и т.п.).
Букинг-нот может оформляться и при осуществлении грузовладельцем регулярных отправок груза в течение длительных периодов, или в иных обстоятельствах, когда стороны для взаимного удобства могут в предварительном порядке договариваться об отгрузке.
Ни коносамент, ни другие договоры не покрывают своим непосредственным содержанием всех прав и обязанностей сторон по договору. Существует множество правовых норм в рамках национального законодательства, подзаконных актов и т.п., которые так или иначе, непосредственно через ссылки в условиях договора или помимо них, т.е. в силу самого заключения договора, привлекаются к регулированию отношений сторон, заключивших договор. Следовательно, договор морской перевозки по объему своих условий — это нечто большее, чем коносамент со всеми его условиями. Поэтому, строго говоря, коносамент рассматривается лишь как доказательство наличия договора морской перевозки во всем его объеме. То же относится и к другим договорам, которые будут рассмотрены ниже.
Основное содержание линейного коносамента, как договора морской перевозки груза, заключается в том, что перевозчик обязуется доставить груз из порта отправления в порт назначения, а грузоотправитель – уплатить перевозчику фрахт, провозную плату. Однако указанная формула — лишь основа взаимоувязанных прав и обязанностей перевозчика и грузоотправителя по совместному предприятию. Распределение прав и обязанностей сторон обусловлено самим существом линейного судоходства как формы транспортного обслуживания мелкопартионного товарооборота в международной морской торговле. Судовладелец выступает в данном случае в качестве так называемого публичного перевозчика, имеющего специальный статус, т.е. его правовое положение регулируется специальным законодательством. Его, допустим, от трампового судовладельца отличает прежде всего обязанность принимать к перевозке, при наличии технической возможности (место на судне в момент предъявления груза, транспортные характеристики груза в увязке с техническими параметрами судна и свойствами уже находящихся на борту грузов и т.п.) любые законные грузы по объявленному тарифу.
В этих условиях судовладелец в силу технической необходимости самостоятельно формирует загрузку судна из множества мелких партий, каждая из которых не в состоянии дать судну полную загрузку. Поэтому условия договора морской перевозки, условия коносамента не дают грузоотправителю никаких прав по судну: товар грузится на судно средствами и за счет перевозчика в устанавливаемые им сроки и на определяемое им место на судне. То же самое происходит при выгрузке. Целесообразность такого порядка очевидна: владелец линейного судна, перевозчик имеет дело с многочисленными грузоотправителями и не может каждому из них предоставить право грузить, размещать и выгружать свою партию груза по своему усмотрению, тем более, что линейное судно совершает согласно расписанию заходы в порты в строго определенном порядке и, следовательно, в определенном порядке должен быть размещен груз. Этот порядок призван обеспечить не только техническую возможность извлечь необходимую партию груза в порту назначения и погрузить там предъявленный новый груз, но и создать условия безопасного плавания на переходе между портами. Поэтому перевозчик по необходимости централизует и принимает на себя все функции по погрузке, размещению груза на судне и его выгрузке с таким расчетом, чтобы создать судну технические и коммерческие возможности безопасно выполнить свой рейс по расписанию.

Статьи по теме:
  • Линейный коносамент. Комбинация трех функций
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер
  • Чартерный коносамент
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон