Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Фрахтование

Автор admin

Фирмы, действующие в международной торговле, обычно не располагают собственными судами, чтобы самостоятельно выполнять принятые на себя по контракту купли-продажи транспортные рбязательства (исключением, как указано выше, являются крупные национальные и транснациональные металлургические, химические, нефтяные корпорации). Поэтому обычно покупатели при поставках на условиях ФОБ и продавцы — на условиях СИФ прибегают к услугам профессиональных перевозчиков — владельцев морских судов, судоходных фирм, покупая у них услуги по доставке товара, их транспортную продукцию. Сделка купли-продажи услуг, продукции морского транспорта принято называть фрахтованием в широком смысле этого слова.
Сделка оформляется особыми документами — договором фрахтования (Contract of Affreightment), который обычно называется чартером (Charter Party), если нанимается целое судно. Или она оформляется договором морской перевозки груза (Contract of Carriage of Goods by Sea), который в обиходе называется коносаментом (Bill of Lading), если речь идет о доставке несудовой партии груза. Термин «фрахтование» в узком смысле этого слова применяется обычно только к операциям с чар-терами, тогда как в линейном судоходстве, в сфере которого обращаются коносаменты, как договоры морской перевозки, принят термин «букирование» от английского booking, или бронирование грузов. Букирование может оформляться специальным документом, букинг-нотом (Booking Note), который иногда также расценивают как договор морской перевозки.
Букинг-нот не заменяет действительного договора морской перевозки груза, коносамента, который, как правило, оформляется и приобретает законную силу лишь после погрузки коносаментной партии груза на борт судна и подписания коносамента капитаном судна или иным лицом, уполномоченным на то судовладельцем. Такой коносамент называется бортовым (on board Bill of Lading). Известна, однако, и практика подписания небортовых коносаментов, когда груз еще не погружен на судно. Это допускается в линейном судоходстве, если разрешается контрактом купли-продажи, при сдаче грузовладельцем партии груза на склад перевозчика.
Но подписание небортовых чартерных коносаментов в трамповом судоходстве применяется, как правило, для обмана покупателя в обход условий контракта купли-продажи и условий аккредитива, из которого производится платеж за товар против сданного в банк коносамента с приложением прочих товарных документов. Выдача антидатированного коносамента является в таких случаях грубым нарушением действующих норм.
Покупатель по контракту ФОБ или продавец по контракту СИФ, заключая с судовладельцем договор, становится фрахтователем (charterer), если заключается договор фрахтования, или грузоотправителем (shipper), если заключается договор морской перевозки. В соответствии с заключенным договором фрахтователь (грузоотправитель) перепоручает судовладельцу (перевозчику) выполнение своих транспортных обязательств перед контрагентом по контракту купли-продажи. Поэтому договор с судовладельцем в принципе должен по своему содержанию дублировать в необходимом объеме транспортные условия контракта купли-продажи, а сторона по этому контракту — покупатель (или продавец) — выполняет свои транспортные обязательства через посредство судовладельца.
Специфика торгового судоходства породила своеобразные обычаи, свои представления о правах и обязанностях сторон, участвующих в «морском бизнесе». Так, в частности, принято считать, что грузовладелец (фрахтователь) и перевозчик (судовладелец), заключая сделку, вступают в соглашение о своеобразном совместном предприятии, где у каждой стороны есть свои права и обязанности, свои риски и гарантии рисков, свои доходы и расходы. Не следует неформальное совместное предприятие в морском бизнесе смешивать с формальными двух- и многонациональными совместными предприятиями, действующими на основании соответствующих законов.
Разберемся в этих взаимных правах и обязанностях, имея в виду разные формы морских сделок и различия в их содержании.

Статьи по теме:
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер
  • Согласование количества груза
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон
  • Основные права и обязанности сторон по договору морской перевозки грузов