Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Выбор базиса поставки является важным моментом при заключении контрактов купли-продажи и зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, это наличие технических возможностей организовать морскую перевозку, что предполагает необходимую квалификацию обеспечивающих сотрудников, достаточные деловые связи в судоходном мире, желание и возможность принять на себя немалые дополнительные транспортные хлопоты и т.д. Для принятия разумного решения по базису поставки и относительно размера транспортной составляющей необходимо быть в курсе ситуации на фрахтовом рынке и иметь определенные гарантии того, что технически возможна перевозка данного груза обусловленными партиями в контрактные сроки и по ставкам фрахта, не выходящим за лимиты транспортной составляющей. Следовательно, необходимо быть в курсе конъюнктуры фрахтового рынка и его перспектив к моменту выполнения контракта. Стимулом служит возможность получить дополнительную выгоду на цене СИФ.
Естественные затруднения, связанные с поставкой на условиях СИФ, вполне преодолимы для крупных поставщиков и внешнеторговых фирм, имеющих традиционные связи в транспортных сферах, квалифицированный аппарат и т.д. Но они становятся нежелательным препятствием для новичков, малых и случайных фирм. Именно последнее было характерно для российской внешней торговли после ее либерализации и отмены государственной монополии. Товары, ранее традиционно поставлявшиеся на условиях СИФ, за что внешнеторговым организациям пришлось в свое время выдержать нелегкую борьбу, формировали грузовую базу для отечественного морского флота, который, в свою очередь, был основой фрахтовой независимости страны. После массового прихода во внешнюю торговлю малоквалифицированных фирм и фирмешек-однодневок, лиц и авантюристов, для которых главное было — сорвать куш и скрыться, все эти приобретения прежних лет оказались утраченными. Подавляющая часть российской внешней торговли оказалось переведенной на условия ФОБ-экспорт и СИФ-импорт. Таким образом, транспортный контроль российской стороной был утрачен вместе с трудно завоеванной фрахтовой независимостью. Российский торговый флот потерял свою естественную грузовую базу и оказался вытесненным на задворки фрахтового рынка, где был обречен на вымирание. А торговый баланс страны потерял миллионы долларов дохода от транспортной составляющей цены СИФ-экспорт и от перевозок ФОБ-импорта, которые ранее в той или иной форме, но поступали на счета отечественных фирм.

Статьи по теме:
  • Транспортная составляющая цены СИФ
  • Фрахтование
  • Обязанности брокера. Профессиональная эрудиция
  • Россия в международной торговле и морских перевозках