Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Новейшая история линейного судоходства ознаменовалась коренными изменениями в технологии перевозок, которые принесла с собой контейнеризация. Успехи контейнеризации основаны на ряде очевидных преимуществ контейнерных перевозок.

Контейнеризация подразумевает использование контейнеров, что в свою очередь позволяет повысить сохранность груза при снижении затрат на тару. Но главные выгоды заключаются в резком ускорении темпов грузовых работ, в сокращении стояночного времени дорогостоящих судов, что в свою очередь, изменило соотношение ходового и стояночного времени в круговом рейсе и позволило увеличить скорости хода судов, т.е. ускорить доставку дорогостоящих товаров. Контейнеризация упростила технику передачи груза с одного вида транспорта на другой, дала толчок к развитию интермодальных перевозок с применением разных видов магистрального транспорта и доставкой груза по принципу «от двери до двери» (from door to door) т.е. от склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Упростились транспортно-экспедиторские операции, которые теперь нередко выполняются самими судоходными компаниями через сеть собственных агентств. Упростилась транспортная документация, применяются сквозные транспорно-сопроводительные документы на все протяжение интермодальной перевозки. Развилась широкая компьютеризация управления всем перевозочным процессом.
Контейнеризация обладает и известными минусами. Это более «рыхлая» загрузка, что, однако, компенсируется возможностью полностью использовать палубу: до трети и даже более контейнерного груза перевозится на палубе, которая в доконтейнерные времена использовалась очень ограничено. Но главный минус — это возврат пустых контейнеров на несбалансированных грузопотоках. Возврат в среднем достигает 15% от контейнеропотока, что порождает немалые накладные расходы. Но минусы с лихвой перекрываются выгодами, которые предоставляет контейнеризация, что и обусловило ее триумфальное шествие.
Контейнерная технология перевозки обусловила применение новой техники. Потребовалась замена всех контейнеров на стандартные контейнеры двух основных размеров, которые различаются по признаку длины — это 20-футовый и 40-футовый контейнеры, причем за общепринятую единицу измерения принят 20-футовый контейнер, обозначаемый как TEU (twentyfeet equivalent unit). В этих единицах исчисляется контейнерный парк, контейнеровместимость судов и т.д.
Практически полностью поменялся флот: на смену так называемым конвенциональным судам, перевозившим грузы по старой технологии, пришли специализированные контейнеровозы ячеистого и полуячеистого типа, трюмы которых оборудованы специальными направляющими для установки и закрепления контейнеров. Более того, на смену первому и второму поколению контейнеровозов пришли лайнеры, способные перевозить 3000-4000 контейнеров со скоростью более 20 узлов.
Изменилась перегрузочная техника. Место кранов заняли высокопроизводительные перегрузочные комплексы, контейнерные терминалы, способные в сжатые сроки осуществить выгрузку и загрузку судна.
Контейнеризация охватывает все более широкий круг грузов. Для перевозки жидких грузов используются контейнеры-цистерны, для скоропортящихся — рефрижераторные контейнеры с подключением автономной холодильной установки к электросети судна. В оборот включаются насыпные и навалочные грузы. В настоящее время подавляющая часть грузов в линейном судоходстве перевозится в контейнерах.

Статьи по теме:
  • Контейнеровозы суда
  • Фрахтовый рынок
  • Рефрижераторные суда
  • Суда газовозы

    Метки: , ,