Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Природа конференций и их задачи. Неценовая конкуренция. Нарушение условий конференциального соглашения. Аутсайдеры. Фрахтовые войны.  Регулирующее значение конференций.
Термин «конференция» в приложении к линейному судоходству не имеет ничего общего с общежитейским понятием. Это соглашение, договор, заключенный между судоходными компаниями, поддерживающими линейное сообщение на совпадающих направлениях. Такое соглашение устанавливает единые для всех членов конференции минимальные тарифы и правила их применения. Члены конференции не вправе снижать тарифы для привлечения грузов на свою линию, не имеют право смягчать условия их применения. В ином случае специальные органы конференции, призванные следить за соблюдением конференциального соглашения, принимают меры к наказанию нарушителей.
Помимо основных условий о тарифах и правилах их применения, конференциальное соглашение может предусматривать и некоторые организационные вопросы: частоту отходов судов членов конференции, квотирование грузов между ними т.п.
Изначальная задача, которая решалась конференциальными соглашениями, сводилась к ограничению ценовой конкуренции с тем, чтобы не дать конкурирующим судоходным компаниям потопить друг друга. Известны эпизоды из истории линейного судоходства, когда между конкурирующими компаниями вспыхивали «фрахтовые войны». Компании снижали тарифы, чтобы привлечь к себе грузы и отнять их у конкурента, доводили их до убыточного уровня, нанося и себе и конкурентам порой неприемлемый ущерб.
Вместе с тем конференциальные соглашения не регламентируют иные формы конкурентной борьбы. К ним относится повышение качества сервиса — сокращение сроков доставки, повышение сохранности груза, дополнительные транспортно-экспедиционные услуги и т.д. Не ограничивается конкуренция в рекламной деятельности.
Не все судоходные компании, имеющие линии, согласны проводить общую тарифную политику. Некоторые компании предпочитают самостоятельность и по тем или иным мотивам не входят в конференции. Это так называемые аутсайдеры, которые не делают погоды на рынке, но все же представляют собой проблему для конференции. Тем не менее большинство аутсайдеров, несмотря на формальную самостоятельность, все же следует в фарватере тарифной политики самой конференции.
Более сложная ситуация возникает в тех случаях, когда в результате внутриконференциальных противоречий одна и системообразующих линейных компаний выходит из конференции и начинает добиваться реализации своих претензий в открытой борьбе. Чтобы поразить противника, переманить клиентуру, в такой «фрахтовой войне» используются разнообразные методы, начиная со снижения тарифов, предоставления льгот и кончая постановкой на линию «боевых судов» (fighting ship), которые делают отходы в те же сроки, что и суда «противника», но дают грузоотправителям более льготные условия. Цель одна — экономически измотать конкурента, поставить его на колени, заставить принять свои правила игры. Победа в таких войнах обычно остается на стороне более могущественных конференций.
Несмотря на строгие правила, крупные штрафы за нарушение условий конференциального соглашения, жесткий контроль за их соблюдением, практика показывает, что участники конференции сплошь и рядом идут на нарушения, предлагая грузоотправителям скидки с конференциального тарифа для привлечения груза.
Принципиальное значение конференций, как картельных объединений линейных судовладельцев, в том, что именно эта система дает возможность оказывать управляющее влияние на организацию перевозок, и в частности управлять ценами перевозок, формировать линейные тарифы согласно устоявшимся принципам.
Характерно, что когда в рамках ЮНКТАД развивающиеся страны пытались провести меры по ограничению так называемой монополистической практики конференций, которая, якобы, наносила им ущерб, выполненные исследования показали, что подобные ограничения, т.е. по существу упразднение системы конференций, означает ликвидацию линейного судоходства с катастрофическими последствиями для всего комплекса мирохозяйственных связей. Дело кончилось принятием Кодекса поведения линейных конференций, который не оказал серьезного влияния на конфе-ренциальную систему за исключением легализации советов грузоотправителей, роль которых будет рассмотрена ниже.

Статьи по теме:
  • Функциональная структура фрахтового рынка линейного тоннажа
  • Тарифная политика линейных конференций
  • Зарождение и развитие линейного судоходства
  • Принципы формирования линейных тарифов