Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Зарождение линейного судоходства в значительной мере обязано промышленной революции, начавшейся в Англии в середине XVIII века. В ходе промышленного переворота феодальную мануфактуру по всей Европе сменил капиталистический способ производства, который потребовал расширения сбыта, выхода на заморские рынки, для чего был необходим регулярный транспорт. На первом этапе развития линейные перевозки обслуживались парусными судами. В дальнейшем их сменили суда паровые, способные обеспечивать более устойчивые транспортные связи.
Высокие удельные издержки принуждали организаторов линейного судоходства прибегать к всевозможным мерам, чтобы выжить в условиях конкуренции с трамповым флотом и между собой, завоевать себе «место под солнцем». Конкурентная обстановка заставляла идти на координацию деятельности параллельных линий, согласование взаимных интересов. Толчком к организационному оформлению подобных мер стало открытие Суэцкого канала в 1869 г. Открытие канала существенно сократило расстояние пробега из Европы до Индии, т.е. уменьшило объем перевозочной работы на этом важнейшем направлении линейных перевозок. Обострившаяся конкурентная обстановка, «тарифная война» между конкурирующими линиями снизила рентабельность перевозок до уровня, заставившего владельцев сесть за стол переговоров. В итоге была оформлена первая в истории линейного судоходства организация, так называемая Калькуттская конференция (United Kingdom Calcutta Conference), которая положила начало широкому развитию картелизации в линейном судоходстве. На рубеже XIX и XX веков конференции охватывают практически все линейное судоходство, становятся глобальной системой и сущностной его чертой, превращаются в его modus vivendi.

Статьи по теме:
  • Фрахтовый рынок
  • Фрахтовый рынок как саморегулирующаяся система
  • Функциональная структура фрахтового рынка (часть I)
  • Мировое судоходство и фрахтовый рынок. «Закрытые рынки»