Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Кардинальное различие между рынками трампового и линейного тоннажа заключается в принципиально разных системах формирования цен перевозки. Цены перевозки на трамповом рынке складываются в основном стихийно в результате действия саморегулирующегося рыночного механизма. На фрахтовом рынке линейного тоннажа цены перевозки складываются под регулирующим воздействием субъектов рынка — судовладельцев и грузовладельцев, перевозчиков и грузоотправителей. Это различие имеет настолько основополагающий характер, что теряют смысл поиски дальнейших контрпараллелей, а тем более параллелей с трамповым рынком, которые могли бы сделать более доходчивым последующее изложение.
И если рассмотрение трампового рынка начиналось с анализа его частей и их взаимодействия, и заканчивалось описанием механизма его действия и стихийного формирования цен перевозки, то в линейном судоходстве фрахтовый рынок начинается с идеи, с анализа принципов, заложенных в формирование уровня цен перевозки.
Издержки судовладельца в линейном судоходстве делятся на две части: на постоянные и переменные. Постоянные издержки включают в себя все расходы, связанные с поддержанием расписания движения судна или судов. Упрощенно это можно представить, как все расходы судовладельца, обеспечивающие движение пустого судна по расписанию в течение определенного периода, допустим, в течение года.
Переменные издержки связаны с грузом. К ним относится стоимость погрузочно-разгрузочных работ, индивидуальная для каждого вида груза, стоимость специального захода линейного судна в порт вне расписания для доставки партии груза и т.п.

Статьи по теме:
  • Фрахтовый рынок
  • Фрахтовый рынок как саморегулирующаяся система
  • Тарифная политика линейных конференций
  • Принципы формирования линейных тарифов