Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Параллельно с этим развивался и аппарат фрахтового рынка, который включает в себя ряд институций: фрахтовые брокеры, биржи, палаты, профессиональные организации судовладельцев, брокеров, агентов, профессиональные организации грузовладельцев, исследовательские центры и др.
Основным элементом аппарата фрахтового рынка являются многочисленные посредники. Институт посредников вообще свойствен рыночным экономическим формациям. Он особо распространен в сфере реализации так называемых биржевых товаров. Со временем услуги морского транспорта приобрели некоторые качества биржевого товара вплоть до того, что в Лондоне была создана фрахтовая биржа. Биржевой характер фрахтового рынка, естественно, укреплял позиции фрахтовых брокеров, которые и сейчас, по сути дела, исполняют функции биржевых маклеров. Фрахтовый рынок не только не стал исключением, но, наоборот, специфика фрахтовых операций, их немалая сложность, необходимость большого объема специальных и общих знаний, исчерпывающая информированность относительно ситуации на рынке — все это, как нигде, способствовало созданию фрахтовым брокерам прочного положения, которое они и в наши дни удерживают с завидным упорством, тогда как многие их коллеги в других областях не сумели удержать своих посреднических позиций, уступив нажиму промышленного капитала.
Брокерский аппарат фрахтового рынка, выполняя свою основную функцию — заключение фрахтовых сделок — параллельно и в качестве побочного, но абсолютно необходимого результата своей деятельности осуществляет обмен информацией: получает, анализирует, формирует и циркулирует необходимые фрахтовому рынку сведения, без которых рынок не может функционировать. Благодаря обмену информацией осуществляется увязка различных частей рынка в одно информационное и, следовательно, единое рыночное поле. В результате возникает тенденция к нивелированию уровня фрахтов, к формированию мировых ставок фрахта, ставок фрахта единого уровня. Существование мировых фрахтовых ставок существенный признак мирового фрахтового рынка. И, наоборот, едва ли можно говорить о мировом фрахтовом рынке, когда нет мировых фрахтовых ставок.
В прежние времена, когда не было быстрых средств связи с принципалами-судовладельцами фрахтовые маклеры естественным образом располагали свои конторы рядом с конторами судовладельцев, т.е. в портовых городах. И хотя в нынешние времена ограничения по связи отпали, брокерские фирмы по-прежнему поддерживают традицию, располагаясь в портовых городах, поближе к судоходным компаниям. Именно в этих крупных портовых городах сконцентрирована основная масса брокерских фирм, сообщество которых формирует фрахтовые центры, где заключается подавляющая часть фрахтовых сделок, где происходит быстрый обмен последними фрахтовыми новостями и где конституируется настроение (sentiment) фрахтового рынка и формулируется мнение о предстоящем его развитии, о его тенденции.
К такого рода фрахтовым центрам относятся Лондон, Осло, Гамбург, Стокгольм, Пирей, Роттердам, Антверпен, Нью-Йорк, Токио, Сингапур и другие. Некоторые центры сформировались позднее и не были по необходимости привязаны к портовым городам. Крупный фрахтовый центр действует в Париже, в Швейцарии, развита фрахтовая деятельность в Москве и ряде других «сухопутных» городов.
Определенную роль в формировании настроения фрахтового рынка играет фрахтовая биржа, которая действует в Лондоне. Биржа не представляет собой места, где совершаются сделки. Ее задача иная: члены биржи, руководители наиболее авторитетных брокерских фирм ежедневно около полудня собираются в помещении Baltic Exchange — так сокращенно называется Лондонская фрахтовая биржа, обмениваются фрахтовой информацией, мнениями о состоянии рынка и вырабатывают точку зрения на текущую фрахтовую конъюнктуру.

Статьи по теме:
  • Фрахтовый рынок
  • Оценка рынка
  • Фрахтовые индексы
  • Оценка конъюнктуры фрахтового рынка