Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Прогнозирование конъюнктуры рынка на год и более продолжительные периоды преследуют цель определить возможную тенденцию рынка, не пытаясь оценить предстоящий уровень ставок фрахта. Долгосрочное прогнозирование конъюнктуры рынка предполагает фундаментальный анализ общехозяйственной ситуации в мировой экономике со всеобъемлющими выводами относительно объемов международной торговли с учетом основных факторов общехозяйственного, конъюнктурного, валютного характера, политической ситуации в мире, межправительственных соглашений, существенных правительственных мер и т.п. Прогнозирование конъюнктуры рынка подразумевает более детальный анализ и прогноз предстоящих международных морских перевозок: грузовая номенклатура, объемы и направления перевозок с выводами об изменении их дальности.
Вместе с тем, рассматриваются перспективы развития флота, а именно, наличие флота на начало прогнозируемого периода, портфель заказов судов и перспективы пополнения флота, перспективы выбытия флота по причине истечения срока службы, гибели и т.п. Прогнозирование конъюнктуры рынка по всем этим аспектам должен выполняться по всем самостоятельным, конъюнктурообразующим типам судов сухогрузного, танкерного, газовозного флота. При этом должны приниматься во внимание следующие обстоятельства. Высокая конъюнктура фрахтового рынка стимулирует заказ флота, что при современных темпах строительства судов может внести коррективы уже в пределах срока прогноза, и задерживает списание старых судов, что также может внести серьезные коррективы в оценку наличия флота на конец прогнозируемого периода. Низкая конъюнктура стимулирует ускоренное списание флота или постановку его на прикол. Следовательно, при прогнозировании необходимо учитывать обратные связи между уровнем рынка и пополнением-списанием флота.
После того, как выполнены прогнозы объемов предстоящих перевозок грузов и тоннажа действующего флота, необходимо установить конъюнктурообразующую связь между тем и другим. Современная статистика позволяет установить связь между дедвейтом действующего флота и количеством перевезенного им груза. В 1997 г. этот показатель составил 6,38 т на тонну дедвейта всего флота. Такой загрузке флота отвечал определенный уровень ставок фрахта. Если прогнозирование конъюнктуры рынка показывает изменение показателя занятости флота в сторону превышения спроса над предложением, это может предвещать повышательную тенденциею фрахтового рынка в прогнозируемом периоде. И, наоборот, снижение показателя, допустим, до 6,1 может означать превышение предложения тоннажа над спросом и ослабление рынка.
Показатель производительности тонны дедвейта в тоннах груза может дать ориентировочное представление о предстоящем соотношении спроса и предложения на рынке, но он несовершенен. На самом деле работу флота формирует не только тоннаж перевезенных грузов, но и расстояние, на которое каждый груз перевезен. Таким образом, более точное представление о выполненной и предстоящей транспортной работе дает тонномильный показатель (тонны х расстояние). Производительность тонны дедвейта флота в тонномильном выражении в 1997 г. составила 27.598 т/миль на 1 двт.
Но и этот показатель недостаточно точен, поскольку лишь приблизительно отражает провозной потенциал флота. Более точно провозной потенциал флота выражается не в его дедвейте, а в тоннаже-сутках, получаемых как результат умножения дедвейта на количество суток в эксплуатации. Предстоящая работа мирового флота, выраженная в тонно-мильной продукции, соотнесенная с его провозным потенциалом, выраженным в тоннаже-сутках (т/мили: т/сутки), так называемая производительность тоннаже-суток, дает наиболее адекватное представление о предстоящем соотношении спроса и предложения на фрахтовом рынке.
Подобного рода прогнозирование конъюнктуры рынка необходимо выполнить и для всего мирового флота, и отдельно для каждой группы флота, ответственной за конъюнктуру в своей подсистеме фрахтового рынка: отдельно для «панамаксов», отдельно для рефрижераторов, отдельно для VLCC и т.д.

Фрахтовые индексы по своему существу отражают вчерашний день фрахтового рынка. Они используются для изучения истории рынка, его структуры и взаимосвязей. Но для оперативной работы большее значение имеет будущее рынка, динамика его конъюнктуры на перспективу. Для этих целей применяется прогнозирование конъюнктуры фрахтового рынка, основанное на использовании научной методики. Как и всякое прогнозирование стихийных явлений, в основе которых лежит множество взаимоувязанных факторов, прогноз фрахтового рынка не может быть гарантированно достоверным.
Краткосрочное прогнозирование конъюнктуры рынка (неделя-месяц) в качестве аргументации использует лишь данные конъюнктурного характера, т.е. заимствованные непосредственно с рынка. Анализ текущих ставок фрахта, активности рынка позволяет с известной степенью условности предвидеть тенденцию рынка и оценивать уровень ставок на прогнозируемый период. Прогнозирование конъюнктуры рынка ограничивается, по сути дела, экстраполяцией текущей тенденции на предстоящий период и использует так называемую инерционность рынка, т.е. свойство сохранять в течение известного времени направление движения. Инерционность позволяет применять для краткосрочного прогноза разнообразные математические модели, которые дают возможность охватывать в качестве исходного материала широкий круг данных, повышая точность прогноза.
Прогнозирование конъюнктуры рынка среднесрочного характера предполагают рассмотрение некоторых конъюнктурообразующих факторов и экстраполировать текущую тенденцию фрахтового рынка с  учетом факторов сезонности, наличия запасов того или иного товара, видов на урожай и т.п.

Статьи по теме:
  • Фрахтовый рынок
  • Суда газовозы
  • Балкеры
  • Контейнеровозы суда

    Метки: , ,