Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

В настоящее время к наиболее известным относятся следующие фрахтовые индексы.
Месячный индекс журнала Lloyd’s Ship Manager (в прошлом известный как индекс журнала Norwegian Shipping News). Это один из долгожителей среди фрахтовых индексов, он издается с 1948 г. и рассчитывается отдельно по сухогрузному и танкерному тоннажу. Для сухогрузного тоннажа ведется два индекса: по рейсовым (базисный период — 1965/66 гг.) и по таймчартерным сделкам (базисный период — 1970 г.). Для танкеров ведется пять индексов по признаку тоннажа танкеров: для VLCC/ULCC, для танкеров среднего (70-150 тыс. двт) и малого (30-70 тыс. двт) тоннажа, для «грязных» танкеров ходового размера до 35 тыс. двт. и для «чистых» танкеров любого тоннажа. Отличительные черты индекса — отдаленный базисный период, дающий возможность видеть динамику рынка за длительное время, а также глобальный охват фрахтового рынка.
Ежемесячный Baltic Freight Index (BFI) по сухогрузному тоннажу имеет комбинированное основание из рейсовых ставок и ставок рейсового таймчартера.
Индекс имеет широкую репрезентативность и претендует на то, чтобы представлять весь фрахтовый рынок сухогрузного тоннажа в его основных грузопотоках. Из композиции индекса видно, что ведущая роль на фрахтовом рынке сухогрузного трампового тоннажа принадлежит зерну — индекс отводит зерну суммарный вес 40%.
BFI ведется Балтийской международной фрахтовой биржей фьючерсных сделок (BIFFEX — Baltic International Freight Futures Exchange) и является ее рабочим инструментом при заключении и завершении фрахтовых фьючерсов. Система БИФ-ФЕКС была создана с целью гарантировать судовладельцев и фрахтователей от возможных потерь по реальным сделкам с отдаленным временем исполнения, что достигается путем заключения аналогичной фьючерсной сделки с противоположными позициями. Однако, как и любые фьючерсные сделки, фрахтовые фьючерсы позволяют биржевую игру на повышение и понижение при отсутствии реальных фрахтовых сделок.
Ежемесячный индекс журнала Lloyd’s Shipping Economist берет за основу сделки рейсового таймчартера для сухогрузных судов пяти тоннажных групп в пределах от 12 до 85 тыс. т дедв. и более. Для каждой из групп рассчитывается индивидуальный индекс. Затем эти индексы сводятся в единый комбинированный индекс. Отличительные черты индекса — внегеографический и внегрузовой характер, а также публикация, наряду с собственно индексными показателями, усредненных натуральных ставок рейсового таймчартера.
Ежемесячные индексы американской исследовательской организации Maritime Research рассчитываются на основе рейсовых сделок на перевозку зерна и отдельно по сделкам на прочие грузы. Оба индекса затем объединяются в общий фрахтовый индекс. Кроме того, рассчитываются индексы по трем видам таймчартерных сделок: аренда на 1-2 месяца, аренда от 2 до 3 месяцев и аренда свыше 6 месяцев, которые сводятся в общий индекс. Отличительная черта индекса — разбиение таймчартерных сделок на группы по признаку длительности таймчартера.
Германский фрахтовый индекс отличает наличие в нем показателей по динамике линейных тарифов. Динамика дается по перевозкам в порты ренджа Антверпен/Гамбург и отдельно — из тех же портов, отдельно по контейнерам и отдельно по конвенциональным, т.е. неконтейнерезированным генеральным грузам, а также по массовым (навалочным и насыпным) грузам, перевозимым в линейном сообщении. Два индекса рассчитываются по таймчартерным сделкам, разбитым на две группы по признаку тоннажа судов. Кроме того, считаются индексы по четырем тоннажным группам танкеров, которые сводятся в общий индекс по сделкам на перевозку сырой нефти. Германские индексы базируются, в значительной мере на сделках по перевозке германских внешнеторговых грузов и отличаются дифференцированностью.
Отличной от прочих методикой построения характеризуется танкерный индекс АФРА (AFRA-Average Freight Rate Assessment), который призван отражать не столько состояние фрахтового рынка танкерного тоннажа, сколько ежемесячный усредненный уровень транспортных издержек ведущих нефтяных компаний. Поэтому в индекс за каждый месяц включаются ставки фрахта по времени исполнения сделок вне зависимости от времени заключения сделки. Если, допустим, сделка заключена в январе, а исполняется в мае, то она попадает в майский индекс, а не в январский по дате заключения, как это предусмотрено в индексах, раскрывающих текущий уровень рынка. АФРА рассчитывается для нескольких тоннажных групп.

Статьи по теме:
  • Фрахтовые индексы
  • Оценка конъюнктуры фрахтового рынка
  • Функциональная структура фрахтового рынка (часть II)
  • Прогнозирование конъюнктуры рынка

    Метки: , ,