Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Функционирование судна в качестве транспортного сред-тва связано с определенными издержками. Эти расходы или пропорциональны длительности транспортной операции, или зависят от характера выполняемой операции (движенческая или стояночная), или имеют разовый характер. Перше — это оплата банковского процента на заемный капи-гал или отчисления на реновацию, страховые взносы, расходы на техническое поддержание судна, расходы на содержание экипажа, вторые — расходы на бункер и смазку, третьи, навигационные — портовые сборы и платы, оплата прохождения каналов, узкостей и т.п. Расходы суммируются обычно по признаку законченной транспортной операции. В данном случае законченной транспортной операцией является круговой рейс судна, который начинается с окончанием выгрузки в последнем рейсе и включает проход в балласте до порта или портов погрузки, стоянку под погрузкой, проход до порта или портов выгрузки, стоянка под выгрузкой и завершается с окончанием выгрузки.
Суммированные расходы, издержки кругового рейса, соотнесенные с дедвейтом судна, называются удельными издержками. Удельные издержки зависят от расстояния кругового рейса, его длительности, соотношения ходового и стояночного времени. Существует зависимость удельных издержекот грузоподъемности судна: в общем случае чем больше грузоподъемность, тем ниже удельные издержки. Однако при прочих равных условиях удельные издержки у равных по грузоподъемности и одинаковых по специализации судов не бывают равными в силу различий в технико-экономических параметрах судов, различий в их экономике и т.д. Но рынок не признает разных издержек, а из всей совокупности разных издержек формирует некую умозрительную среднюю, которая выступает как рыночная стоимость перевозки. Определенная часть судов попадает по своим издержкам в полосу рыночной стоимости и способна окупать их. Но большинство имеет издержки или ниже стоимости или выше. Первые работают с прибылью, вторые —- в убыток.
Рыночная стоимость — категория абстрактная и является лишь основой для реальных ставок фрахта, которые формируются в результате действия механизма соотношения спроса и предложения. Превышение спроса на тоннаж над предложением тянет уровень ставок фрахта выше рыночной стоимости, делая прибыльным эксплуатацию убыточных маргиналов и повышая прибыльность маргиналов прибыльных. Обратное соотношение формирует так называемую понижательную тенденцию ставок фрахта, при которой часть судов, образующих среднюю секцию, может уйти в убыточные маргиналы.
Развитие фрахтового рынка происходит через постоянные изменения соотношения спроса и предложения, которые происходят на всех уровнях, во всех подсистемах и секторах рынка. Эти изменения могут носить характер относительно автономных в той мере в какой эту автономию позволяет закрытость подсистемы или географической секции. Однако при нарушении границ автономии вступают в действие механизмы саморегулирования рынка: переливы тоннажа, сокращение или рост спроса. В результате тенденция в подсистеме или в секции меняет свою динамику, подстраиваясь под тональность всего рынка в целом, т.е. формирует тенденцию к ставкам фрахта единого уровня.

Статьи по теме:
  • Фрахтовый рынок сухогрузного тоннажа
  • Постоянные и переменные издержки в линейном судоходстве
  • Выбор базиса поставки
  • Прогнозирование конъюнктуры рынка

    Метки: , ,