Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Таким образом, фрахтовый рынок трампового тоннажа предстает перед нами в виде очень сложной системы, состоящей из ряда функциональных подсистем и географических секций, увязанных в единое целое по линии предложения тоннажа, по линии спроса на него и, наконец, по линии общехозяйственной конъюнктуры, которая оказывает на рынок воздействие в целом.
Важнейшим фактором фрахтового рынка является мобильность, подвижность тоннажа, его способность «перетекать» из одной функциональной подсистемы в соседнюю, из одной географической секции в другую. Определенное значение имеет также эластичность спроса на тоннаж, которая может сокращаться и расширяться под влиянием высоты ставок фрахта.
В секциях и подсистемах, где возникает нехватка тоннажа, ставки фрахта поднимаются, там, где ощущается избыток судов фрахты понижаются. Флот, в погоне за наивыгоднейшей загрузкой, устремляется туда, где ставки выше, выравнивая там баланс между спросом и предложением и одновременно нарушая его. Таким образом, в результате переливов флота и изменений спроса на тоннаж возникает самопроизвольная тенденция к выравниванию соотношения между спросом и предложением в подсистемах и секциях. Соответственно, возникает и тенденция к выравниванию, нивелированию ставок фрахта, к формированию ставок фрахта единого уровня, т.е. равноприбыльных ставок, дающих одинаковую прибыль на вложенный капитал. Речь, разумеется, может идти лишь о тенденции. На деле, беспрерывные переливы тоннажа, погашая диспропорции между спросом и предложением, одновременно и приводят к возникновению новых диспропорций. В результате ставки фрахта, формируясь под влиянием этих «перекосов», практически никогда не останавливаются на среднемировом уровне, а лишь стремятся к нему, к ставкам единого уровня.

Статьи по теме:
  • Географическая структура танкерного рынка
  • Фрахтовый рынок
  • О сайте
  • Рынок рефрижераторного тоннажа