Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Средиземноморская секция обслуживает порты Средиземного моря, включая Черное и Азовское. Через порты секции, помимо ведущих промышленно развитых стран (Франция, Италия, Испания, Израиль, Украина, Россия и др.), поддерживают свои внешнеторговые связи развивающиеся страны Северной Африки и Восточного Средиземноморья. Через порты секции в массовых масштабах ввозится зерно и уголь, руды, готовые изделия, вывозятся продукты сельского хозяйства, сырье, уголь, металл, удобрения, лес и др.
Кроме того, через порты европейских секций осуществляются транспортные внешнеторговые связи ряда европейских стран, не имеющих прямого выхода к морю (Чехия, Словакия, Австрия, Венгрия и др.).
Объемная несбалансированность ввоза (сырье, энергоносители) и вывоза (готовые изделия) обусловливает тоннаже-избыточный характер секций в части крупнотоннажных судов — балкеров и рудовозов. В то же время в секциях находят загрузку универсальные суда, мини-балкеры, которые поступают в секции не только с импортом (зерно из Южной Америки), но и в балласте из тоннажеизбыточных секций.
Для европейских секций, помимо межконтинентальных связей, характерен широкий внутрисекционный обмен: в пределах Североевропейской и Средиземноморской секций, а также между ними. В пределах этих двух секций, помимо готовых изделий, широко циркулируют металлы и их прокат, лес и лесоматериалы, калийная соль, апатиты, готовые удобрения, железная руда, уголь, кокс, зерно, фрукты, овощи и многое другое. Этот грузооборот обслуживается, как правило, менее крупным флотом, в том числе и большим числом коустеров и лесовозов. Главная черта этого флота — малые размеры, ограниченная автономность плавания, которая редко позволяет им покидать пределы европейских вод. Поэтому европейские секции, будучи через океанский флот связанными со всем мировым рынком, имеют внутри себя относительно замкнутую подсистему, локальный рынок малотоннажных судов, обладающий известной автономией. Конъюнктура этого рынка в значительной мере определяется местными, внутрисекционными факторами. Но в то же время она связана и с мировым рынком в основном через переливы тоннажа среднего размера, находящегося в пограничных группах между малоавтономным морским тоннажем и автономным океанским флотом. В зависимости от уровня фрахтов он может то составлять конкуренцию малотоннажному флоту, работая внутри секции, то уходить на океанские перевозки.

Статьи по теме:
  • Австралийская секция
  • Индийская секция
  • Южноамериканская секция
  • Североевропейская и Средиземноморская секции