Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Функциональная структура фрахтового рынка танкерного тоннажа дополняется особой географической структурой. Танкерный рынок принято делить на несколько географических секций, районов массового предъявления грузов. Это районы, куда за грузом устремляется тоннаж, создавая в данной географической секции определенное соотношение между спросом и предложением. Иными словами, в географической секции создается своя относительно закрытая система, свой локальный рынок, включающий в себя в различных вариантах и объемах рассмотренные выше подсистемы танкерного рынка. Границы географической секции в качестве подсистемы мирового фрахтового рынка, имеют экономический характер и образуются теми дополнительными расходами, которые связаны с перемещением судна из данной секции в другую в случае понижения фрахтов в данной секции или, наоборот, с перемещением судна в данную секцию при повышении в ней ставок до уровня, привлекающего в нее тоннаж. Географическая секция, таким образом, при определенной автономности, не обладает полной независимостью. Она тесно связана с другими секциями, причем связи осуществляются путем переливов тоннажа под влиянием разности в уровне ставок фрахта, если она, разность, достигает таких размеров, что делает выгодным для части судов переход из секции в секцию, несмотря на экономический барьер. В ходе переливов спрос и предложение в секции на какое-то время уравновешиваются, а далее снова возникает дисбаланс, ставки снижаются. И если разница в ставках между секциями достаточна, то суда, переливаясь через экономический барьер, устремляются в другую секцию. Таков механизм связи между географическими секциями и выравниванием уровня ставок между отдельными районами фрахтового рынка.
Если бы флот не был бы достаточно мобилен и не мог бы перемещаться из секции в секцию, фрахтовый рынок танкерного тоннажа распался бы на отдельные локальные рынки, каждый из которых приобрел бы полную самостоятельность. Относительная автономность локальных рынков, географических секций зиждется на инерционности динамики предложения тоннажа. Флот сначала должен преодолеть экономический барьер между секциями, на что необходимо время, и уже затем начинается приток тоннажа в привлекательную секцию, который, в свою очередь, не сразу прекращается с падением ставок в секции. Это несовершенство механизма обратной связи вызывает в секции то избыток, то нехватку тоннажа, т.е. создает собственную автономную конъюнктуру. Именно эта относительная автономность лежит в основе нередко наблюдаемых явлений, когда конъюнктура в одной географической секции не соответствует конъюнктуре в другой, может иметь другую динамику, развиваться некоторое время в противоположном направлении.
Важнейшие географические секции фрахтового рынка танкерного тоннажа — это Персидский залив (PG), Средиземное море (включая Черное море), Западная Африка, Карибское море (Caribbiens), Северное море. Роль каждой, секции для рынка в целом определяется ее активностью, т.е. объемом фрахтования тоннажа, которая, в свою очередь, тесно связана с объемом перевозок из секции. Но фрахтовая активность и объем перевозок суть явления и понятия разные, хотя количественно за длительный срок они могут совпадать. Разница между ними возникает из-за несовпадения периодов фрахтования (фрахтовая активность) и выполнения договоров фрахтования (объем перевозок), а также в результате деятельности собственного флота нефтяных компаний.
Около половины всего объема фрахтования танкеров на открытом рынке приходится на секцию Персидского залива, около трети — на секцию Карибского моря, на остальные секции около 15%. Растет в последнее время значение района Северного моря.
Итак, мировой фрахтовый рынок танкерного тоннажа предстает перед нами в виде сложной системы, в рамках которой спрос и предложение взаимодействуют между собой через взаимно переплетающиеся и накладывающиеся друг на друга подсистемы, разделенные между собой границами техническими, экономическими и географическими.

Статьи по теме:
  • Австралийская секция
  • Оценка рынка
  • Фрахтовый рынок
  • Фрахтовый рынок сухогрузного тоннажа