Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

По-иному следует рассматривать эффект от эксплуатации комбинированных судов. В отличие от танкеров, эпизодически используемых под перевозки зерна, «комби» предназначены для регулярного использования и в сфере наливных, и в сфере сухогрузных, в основном рудных перевозок, и их можно причислить к постоянному составу и сухогрузного и танкерного флота. Возникновение резких несоответствий в уровне фрахтов на танкерном и сухогрузном рынках приводит к одностороннему использованию «комби», допустим, только на нефтеперевозках, как это имело место в периоды высокой конъюнктуры на танкерном фрахтовом рынке.
Итак, несмотря на относительную автономность, между танкерным и сухогрузным рынками есть несомненная связь помимо общехозяйственной — это переливы танкеров под перевозки зерна и обратно и переливы комбинированных судов, причем основной эффект от этих переливов испытывает на себе рынок сухогрузного тоннажа. Переливы тоннажа, являясь конъюнктурообразующим фактором для обоих рынков с нивелирующим эффектом, связывают их между собой, делают их подсистемами одной общей системы. Каналы переливов тоннажа уменьшают закрытость каждой из этих подсистем в пользу общей для них системы, в рамках которой общий для них уровень фрахтов формируется путем постоянных отклонений в качестве тенденции, стремящейся к некоему среднемировому уровню.
В литературе по фрахтовому рынку нередко применяются термины типа «рынок тайм-чартера», «рынок трип-чартерного тоннажа», «рынок спот-промптового тоннажа» и т.п. Отдавая должное традиционности этой терминологии, имеющей широкое хождение в качестве профессионализмов в кругу практических работников, отметим, что в основе подобной терминологии лежат всякого рода случайные признаки — условия фрахтовых сделок, срочность использования и т.п., которые не имеют касательства к структуре фрахтового рынка, хотя внешне претендуют на представительство неких его частей. В качестве рыночных категорий они не имеют реального содержания. Действительно, не может быть рынка тайм-чартера, поскольку за этим термином нет реальной подсистемы со своим спросом и своим предложением. И все остальные квази-рынки подобного рода следует рассматривать с позиций этого критерия, т.е. наличия подсистемы.
Фрахтовые рынкитанкерного и сухогрузноготоннажа какпод-системы фрахтового рынка, не являют собой однородных образований, управляемых одной общей для них закономерностью.

Статьи по теме:
  • Фрахтовый рынок
  • О сайте
  • Географическая структура танкерного рынка
  • Фрахтовый рынок как саморегулирующаяся система