Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Говоря о продаже и покупке транспортной продукции на фрахтовом рынке, мы в данном случае отдаем дань терминологической традиции и пользуемся расхожей фразой, хотя на самом деле на фрахтовом рынке никакая продукция морского транспорта не покупается и не продается, это физически невозможно. Продается и покупается готовность выполнить перевозку, оказать услугу, а сама продукция, т.е. эффект, результат перемещения, который собственно и есть объект купли-продажи, возникает позже и может как угодно далеко отстоять от момента купли-продажи. Спрос и предложение на фрахтовом рынке выступают как спрос и предложение услуг, а не готовой продукции, и это вызывает немало недоразумений и споров.
Всякому рынку, в том числе и фрахтовому, помимо известных общеэкономических, должны быть созданы своего рода технические условия, без которых он не может начать действовать. Принципиальной предпосылкой возникновения рынка является создание «критической массы» субъектов рынка, его участников, при которой вступают в силу законы стихийного ценообразования, не подчиненного воле отдельного субъекта. Два человека или четыре участника — это не рынок. Рынок начинается там, где уже нет возможности вступить в сговор о цене, диктовать цену и условия цены, где цена и ценообразующие условия диктуются стихийными законами рынка.
Другая важная предпосылка функционирования рынка — беспрепятственная циркуляция рыночной информации, прежде всего, информации об уровне цен. Каждый участник рынка, прежде чем включиться в торговую деятельность, должен знать, что почем, сориентироваться по ценам и ценообразующим условиям. Без этой информации, которая должна постоянно обновляться в силу постоянного изменения рыночных цен, деятельность на рынке невозможна, невозможен, следовательно, и сам рынок.
Фрахтовый рынок отличают некоторые особенности, имеющие определенное значение при его функционировании. Так, в отличие от отраслей, производящих товары в вещественной форме, морской транспорт, как и всякий другой, не может работать на склад, в запас, поскольку производство услуги совпадает с ее потреблением.
Другая особенность фрахтового рынка — это мобильность, территориальная подвижность предложения. Суда под влиянием факторов рыночного и нерыночного характера передвигаются в пределах Мирового океана, ликвидируя таким образом диспропорции спроса и предложения и создавая их снова.

Статьи по теме:
  • Мировое судоходство и фрахтовый рынок. «Закрытые рынки»
  • Процесс формирования фрахтового рынка трампового тоннажа
  • Фрахтовый рынок как саморегулирующаяся система
  • Фрахтовый рынок

    Метки: , ,