Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Мировое морское судоходство реализует свою продукцию, свои услуги международной торговле через рынок, называемый фрахтовым. Однако не вся продукция мирового морского судоходства проходит через фрахтовый рынок. Из сферы фрахтового рынка выпадают так называемые «закрытые рынки», к которым, прежде всего, относятся каботажные перевозки.
Законодательство практически всех стран исключает каботажные перевозки из сферы международного обмена, выводя тем самым значительную часть мирового судоходства за пределы судоходства международного и, следовательно, за пределы фрахтового рынка. Эти перевозки закрепляются обычно за национальным флотом.
Другое исключение — это преимущества, которыми национальный флот пользуется во внешнеторговых перевозках, когда часть грузов национального внешнеторгового оборота законодательно или иным легальным порядком закрепляется за национальным флотом. Известна политика резервирования грузов, проводимая развивающимися странами в целях поощрения развития собственного флота. Принцип резервирования нашел и свое международное признание в формуле 40:40:20, закрепленной в Кодексе поведения линейных конференций. Не отказываются от практики резервирования и промышленно развитые страны, например, США, в части перевозок грузов по правительственным программам.
Таким образом, та часть мирового судоходства, относящаяся к международным перевозкам, которая подпадает под ограничительное действие национального законодательства, также уходит из сферы фрахтового рынка.
Торгово-промышленное судоходство, осуществляемое транснациональными и прочими крупными компаниями, является по своей географии международным, однако, будучи своего рода внутрифирменным транспортом, не продает свои услуги через фрахтовый рынок, хотя рассчитывается по рыночным ставкам, заимствованным с фрахтового рынка.
Особое место занимало в свое время международное судоходство социалистических стран. В силу планового характера экономики они заранее определяли объемы внешнеторговых перевозок, закрепляемых за национальным флотом. И хотя суда, как и на рынке, фрахтовались здесь между отдельными хозяйственными организациями, закрепились для перевозки определенных планом грузов, эта часть мирового судоходства в организационном отношении четко отделялась от мирового рынка самой системой планового ведения хозяйства.
Подводя итог примерам изъятиям из сферы мирового фрахтового рынка, можно заметить, что «закрытые рынки» — это не что иное, как особые части мирового судоходства, которые в силу тех или иных причин — экономических, правовых, национальных, международных — организационно обособлены от мирового фрахтового рынка, т.е. не реализуют через него свою продукцию. Очевидно, что они не могут считаться рынками в действительном смысле этого слова. Тем не менее, несмотря на обособленность, можно в ряде случаев заметить связи между закрытыми секторами мирового судоходства и мировым фрахтовым рынком.
Связь эта выражается в том, что флот в той мере, в какой он не используется в закрытых областях, поступает на фрахтовый рыноки пополняет объем мирового предложения тоннажа. Кроме того, в областях закрытого судоходства при перевозках грузов в международном сообщении национальный флот нередко в различных формах использует рыночные ставки в качестве основы для формирования собственных ставок тарифов на перевозки грузов.
После всех изъятий из мирового судоходства мы в чисто рыночном остатке находим только судоходство линейное и трамповое.
Таким образом, границы мирового судоходства далеко не совпадают с границами мирового фрахтового рынка. Через мировой фрахтовый рынок реализуются услуги лишь международного судоходства, и то не всего, а только линейного и трампового.
С точки зрения методов реализации своих услуг на фрахтовом рынке линейное судоходство обладает некоторыми особенностями, и это будет предметом специального рассмотрения.

Что касается трампового судоходства, то именно оно исторически формировало основу фрахтового рынка. Иначе говоря, мировой фрахтовый рынок — это, прежде всего, рынок трампового судоходства, в том числе, если смотреть на него в историческом плане.

Статьи по теме:
  • Фрахтовый рынок как саморегулирующаяся система
  • Фрахтовый рынок
  • Процесс формирования фрахтового рынка трампового тоннажа
  • Функциональная структура фрахтового рынка (часть I)

    Метки: , ,