Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

В отличие от трампового, линейное судоходство — это метод организации морских перевозок главным образом генеральных грузов мелкими партиями, при котором движение судов определяется заранее объявленным расписанием с перечислением всех портов захода, а оплата перевозки осуществляется по установленному тарифу.
В основе линейного судоходство лежит специфика перевозки характерных для него генеральных грузов. Индустриализация производства при одновременном углублении международного разделения труда вовлекла в международный товарооборот широкую номенклатуру готовых изделий от тканей и одежды до сложной электроники и автомобилей. Готовые товары и в силу условий производства, и по характеру потребления, и во избежание замедления оборота дорогостоящих изделий поставляются, как правило, относительно мелкими партиями. При морских перевозках каждая такая партия не может составить полной загрузки судна. Это привело к необходимости формировать к определенному моменту, ко времени подхода судна в порт судовую партию из многочисленных отправок. Таким образом, развитие международной торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами обусловило появление линейного судоходства, обусловило его основную черту.
Вторая черта линейного судоходства — движение судов по расписанию — вытекает из первой: действительно, невозможно без заранее объявленного расписания движения линейного судна собрать массу груза, необходимую для его достаточной загрузки, как, допустим, невозможно собрать необходимое число пассажиров, если нет расписания движения поездов.
Третья черта определяется многочисленностью партий груза и множеством грузовладельцев, и это исключает возможность договариваться с каждым о цене перевозки. Цена устанавливается заранее в виде достаточно стабильного тарифа. Тариф должен ориентироваться на расходы перевозчика. Поэтому он разрабатывается и поддерживается перевозчиком.
В силу тех же обстоятельств у перевозчика нет возможности согласовывать с каждым из многочисленных грузовладельцев условия перевозки. Соглашение между перевозчиком и грузовладельцем уже не представляет собой найма судна наусловиях договора фрахтования и оформляется не чартером, а разработанным перевозчиком стандартным договором морской перевозки груза, который называется коносаментом.

Статьи по теме:
  • Постоянные и переменные издержки в линейном судоходстве
  • Зарождение и развитие линейного судоходства
  • Мировое судоходство и фрахтовый рынок. «Закрытые рынки»
  • Судоходство и его виды