Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Под трамповым судоходством принято понимать способ организации перевозок, главным образом, массовых грузов судовыми партиями, при котором движение судов определяется высотой, привлекательностью ставок фрахта в тех или иных частях Мирового океана в зависимости от соотношения спроса на тоннаж и его предложения, а сама ставка фрахта, плата за перевозку уторговывается при заключении каждой сделки, оформляемой договором фрахтования, чартером.
Принципиальным моментом, определяющим сущность трампового судоходства, является характер перевозимого груза, его массовость. Энергоносители, продовольственное и промышленное сырье, как правило, поставляются и перевозятся в больших количествах, и их перевозку можно выполнять судовыми ‘партиями при относительно низких удельных издержках, когда однородный груз составляет полную загрузку судну. Практически невозможно сформировать судовую партию телевизоров или мебели, компьютеров или посуды. Но вполне возможно формирование судовых партий зерна или угля, удобрений или глинозема, сырой нефти или нефтепродуктов. При этом понимается, что судовая партия направляется в один адрес, в одни руки. Возможность формирования судовых партий предопределяет их перевозку судами из любых и в любые доступные для судов порты, т.е. перевозку в любых необходимых для грузовладельца направлениях. Именно хождение, бродяжничество по всему океану дало название этому виду судоходства: tramp по-английски — бродяга.
Будучи свободным в выборе грузов и маршрутов перевозки среди многочисленных судовых партий, обращающихся на рынке в качестве спроса на тоннаж, судовладелец выбирает для своего трампового судна тот вариант, который сулит наибольшую выгоду, а последняя, в конечном итоге, определяется платой за перевозку, ставкой фрахта: судно направляется туда, где больше платят. Это и определяет движение трамповых судов. Движение в сторону высоких ставок фрахта—вторая черта трампового судоходства, вытекающая из первой — перевозки массовых грузов судовыми партиями.
Если в контакт вступают один судовладелец и один грузовладелец, если имеют место один груз и одно судно, то на каждую трамповую перевозку, естественным образом, заключается договор найма целого судна, которое предназначено выполнить эту перевозку. Заключение такого договора, чартера, предполагает согласование всех индивидуальных условий перевозки, но, в первую очередь, уторговывание ставки фрахта, платы за перевозку. Наем, фрахтование целого судна с фиксацией ставки фрахта—третья черта трампового судоходства, вытекающая из первых двух.

Статьи по теме:
  • Линейное судоходство
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон
  • Сталь и другие металлы
  • Минеральные удобрения и сырье