Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

В зависимости от характера перевозимых грузов конструкция корпуса судна делится на ряд типов, в первую очередь, на суда для сухих грузов (сухогрузные, суда) и суда для перевозки жидких грузов (танкеры). Конструкция корпуса судна этих судов принципиально отличаются друг от друга конструкцией грузовых помещений, а также имеют ряд других особенностей.
Если конструкция корпуса судна рассматривается упрощенно, то это стальная коробка, имеющая носовое (нос) и кормовое (корма) окончания. Днище судна заканчивается килем — это наиболее глубоко сидящая в воде часть судна. Сверху судно закрыто палубой. В палубе сухогрузов имеются прямоугольные вырезы — грузовые люки, через которые производятся грузовые операции. Люк имеет специальное ограждение — комингс, и перекрывается люковым закрытием в виде развертывающейся и складывающейся гармошки (механическое закрытие). На палубе и на палубных надстройках располагаются лебедки, стрелы, краны разной грузоподъемности, которые позволяют выполнять грузовые операции средствами судна, не прибегая к помощи береговых перегрузочных механизмов. Однако, если судно обращается только между оборудованными портами, оно может не пользоваться своим грузоподъемным оборудованием, а порой и вообще не иметь его (gearless ship).
Внутреннее пространство судна занято главной энергетической установкой (ГЭУ), которая располагается или в кормовой части судна, или посередине, или сдвинута к корме. Остальное пространство у сухогрузов разделено глухими перегородками, переборками, на грузовые помещения — трюмы. Каждый трюм имеет, как минимум, один люк, размеры которого помимо технических требований со стороны груза, определяются длиной трюма и шириной палубы при условии сохранения необходимой прочности корпуса судна. Трюм ограничен по бокам бортами судна, сверху — палубой, снизу—полом, который называется пайолом. Пайол выстлан досками, но для некоторых грузов важно, чтобы пайол был стальным.
По внутренней стороне бортов судна обычно имеются специальные крючки, кронштейны, расположенные горизонтальными линиями, или иные приспособления. Если груз необходимо предохранить от соприкосновения с бортами, которые имеют свойство отмокать в результате конденсации влаги, на кронштейны навешиваются специальные доски, рыбинсы (cargo-battens). Они изолируют груз от бортов.
Конструкция корпуса судна может иметь, кроме трюма, и другие грузовые помещения. Если ниже главной палубы, до которой доведены переборки и другие каркасные детали судна, в трюме имеется вторая палуба, твиндечная, с соответствующими люками, то образованные второй палубой грузовые помещения называются твиндеками (twindeck). Если вторая палуба, шелтердечная, располагается выше главной, то грузовые помещения выше главной палубы называются шелтердеками (shelterdeck). Конструкция корпуса судна с двумя палубами называется двухпалубной, или, соответственно конструкции, твиндечными и шелтердечными.

Статьи по теме:
  • Суда газовозы
  • Грузовместимость
  • Рефрижераторные суда
  • Балкеры

    Метки: , ,