Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Во Франции действуют около 70 морских портов. Их деятельность регламентируется специальным законом, именуемым Уставом морских портов. Он определяет порядок управления портами, назначения на руководящие посты, вопросы обеспечения безопасности и порядка в порту. В Уставе также перечислены виды портовых сборов, взимаемых в портах Франции, даны некоторые правила их применения (в частности, освобождение от уплаты, скидки), описан порядок их утверждения. В соответствии с этим законом, порты по своему статусу и значению разделены на три категории:
- порты, находящиеся под контролем центральных государственных органов (автономные и государственные неавтономные порты);
- порты, находящиеся под контролем региональных властей -Департаментов (департаментальные порты);
- порты, находящиеся под контролем местных городских властей
(коммунальные порты).
Автономные порты являются государственными учреждениями со статусом юридического лица. Они отличаются от государственных неавтономных портов наличием автономии и самостоятельности в решении финансовых, кадровых и эксплуатационных вопросов деятельности порта. Управление автономным портом осуществляется Административным Советом, члены которого утверждаются декретом Министра транспорта. Во главе исполнительного органа автономного порта стоит генеральный директор порта, назначаемый декретом Совета Министров.
Автономными являются семь портов Франции: Марсель, Гавр, Дюнкерк, Бордо, Нант, Сан-Назер, Пуэнт-а-Питр.
Государственными неавтономными портами являются 26 торговых и рыболовецких портов. Управление ими осуществляется, как правило, Коммерческой и Промышленной Палатой. Для осуществления консультационных и рекомендательных функций действует портовый совет, члены которого назначаются префектом. Исполнительный орган возглавляет начальник морской службы порта (в крупных портах -директор порта), находящийся в административном подчинении Дирекции морских портов Министерства транспорта Франции.
Департаментальные порты—это в основном рыболовецкие (рыбные) порты, предназначенные для обслуживания рыболовных судов.
Коммунальные порты представляют собой гавани муниципального значения, используемые для стоянки прогулочных яхт, спортивных судов и т.п. В систему сборов, взимаемых в портах Франции, входят сбор с грузов и сборы с судов.
Сбор с груза, или грузовой сбор, платится грузоотправителем или грузополучателем за каждую тонну выгруженного, погружённого или перегруженного груза.
Сборы с судов делятся на: сборы для торговых судов, сбор для рыболовных судов и сбор для прогулочных судов. Сборы для торговых судов включают: тоннажный сбор, морскую таксу, плату за простой судна, пассажирский сбор.
Портовый сбор для рыболовных судов представляет собой плату за оборудование рыболовецких (рыбных) портов, а сбор для прогулочных судов – плату за оборудование коммунальных портов.
Ставки портовых сборов, за исключением пассажирского сбора, разрабатываются непосредственно на местах. В автономных портах это осуществляет Административный Совет, в неавтономных портах – орган, избранный для этих целей, в департаментальных и коммунальных портах – орган местной власти или госучреждение, предназначенное для этого. Разработанные портовые сборы вступают в силу после их согласования с соответствующими вышестоящими государственными органами. Для автономных портов таким органом является Министерство транспорта. Аналогичным образом вступают в силу тарифы на услуги лоцманов, швартовщиков буксиров. В автономных портах они могут быть представлены на согласование в Министерство транспорта только с согласия Административного совета порта.
Ставки пассажирского сбора во всех портах Франции устанавливаются Уставом морских портов. Взимание портовых сборов осуществляется таможенной службой Франции. В автономных портах они затем перечисляются на счёт автономного порта, который расходует их в соответствии с планом расходов и доходов, утверждаемым Министерством транспорта и Министерством экономики.
Все портовые сборы, за исключением пассажирского сбора, направляются на финансирование работ по порту, связанных с поддержанием его в эксплуатационном состоянии и развитием. Доходы от платы за использование оборудования рыбных портов используются только в интересах рыбных портов. Образовавшиеся после покрытия всех портовых расходов излишки направляются в специальные территориальные или государственные фонды, откуда они затем вновь могут быть направлены на развитие портов.
Во Франции реализована концепция ценообразования портовых сборов, в соответствии с которой портам оказывается государственная финансовая помощь. Порты освобождены от уплаты налогов, получают прямые субсидии государства (Департаментов, муниципалитетов). Крупные порты получают также субсидии Европейского сообщества. Ежегодно годовой бюджет Марсельского автономного порта формируется с обязательным участием государства и местных городских и районных органов власти.

Статьи по теме:
  • Схемы взимания портовых сборов
  • История портовых сборов
  • Портовые сборы Дания
  • Портовые сборы Финляндия

    Метки: , , , ,