Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

В США нет ни одного порта федерального (государственного) подчинения, все порты находятся в местном управлении. По форме подчиненности местным властям они делятся на 7 категорий:
- управление властями двух штатов (например, в портах Нью-Йорк/Нью-Джерси и Делавэр);
- управление властями одного штата;
- региональное управление (портовый район, захватывающий границы двух и более графств);
- управление властями одного графства (границы порта не выходят за пределы одного графства);
-  особый муниципальный портовый район (управление осуществляется одним графством, но границы порта выходят за пределы графства);
- управление городскими властями;
- территориальное управление (порты, созданные на заморских территориях США).
Управляющим органом в зависимости от формы организации порта (последних насчитывается семь: Исполнительное агентство, Департамент, Компактный порт, Комиссия, Район, Портовые власти, Общественная корпорация) может быть совет директоров, комиссионеры или отдел в местном правительстве, который может либо назначаться распоряжением местных властей либо выбираться.
В зависимости от набора видов деятельности, которыми занимается порт, все порты делятся на три группы:
- управляющий порт (Land-lord port) – порт, сдающий в аренду свои мощности частным компаниям;
- порт-оператор (Operating port) – порт, самостоятельно осуществляющий все операции в порту;
- порт-частичный оператор (Limited operating port) – порт, который сдает в аренду мощности и выполняет какие-либо операции в порту.
Перечень видов деятельности, осуществляемых портом, определяет источники его доходов. В управляющих портах к ним относятся портовые сборы и плата за аренду, в портах-операторах – сборы и доходы от выполняемых работ и услуг, в портах-частичных операторах – сборы, плата за аренду, доходы от выполняемых работ и услуг.
Однако эти источники не являются единственными. Будучи в местном подчинении и являясь составной частью местных органов власти, порты не платят налогов. Более того, многие из них рассматриваются как часть местных налогооблагающих органов, и уполномочены местными властями взимать налоги с действующих на территории порта частных компаний. Некоторым портам предоставлено право управлять аэропортами, взимать плату за проезд через мосты и т.д.
Немаловажным фактором, снимающим с портов значительную долю финансовой нагрузки, является и то, что дноуглубительные работы и навигационное оборудование на подходах к портам финансируются из федеральных источников.
Доходы, получаемые портами, направляются ими на поддержание порта в надлежащем состоянии, охрану окружающей среды, новое строительство и реконструкцию. Многие порты вместо налогов обязаны выплачивать в местный бюджет определённые фиксированные суммы денег. Кроме того, порты, имеющие достаточную прибыль, по указанию местных властей могут направлять значительные суммы для закрытия тех иди иных статей местного бюджета.
По данным за 1996 год, только 78% портов США имели прибыль от своей деятельности. Из них лишь незначительная часть имели её достаточно, чтобы самостоятельно в полном объёме финансировать проекты развития и реконструкции портовых объектов. Поэтому в большинстве портов планы развития, модернизации и реконструкции предусматривают в качестве источников финансирования, помимо прибыли порта, местную и федеральную помощь, а также иные источники, например, доходы от облигаций, выпущенных администрациями портов.
Финансовая зависимость большинства портов от местных и федеральных источников является следствием главенствующих в США взглядов о роли порта в экономике, суть которых заключается в следующем: «Основной задачей порта является содействие активизации экономической деятельности в обслуживаемом данным портом регионе, при этом финансовая независимость порта желательна, но не является доминирующей задачей». Фактически в этой формулировке выражена французская концепция ценообразования портовых сборов.
Однако в некоторых портах США, к которым относятся порты с достаточной прибылью, нашёл место и другой подход к роли портов, суть которого выражается в следующем: «Основной задачей порта является обеспечение эффективной перевалки грузов на коммерческой основе с целью достижения финансовой самостоятельности не только в оперативной деятельности, но и получения таких доходов, которые бы покрывали расходы на развитие, модернизацию и реконструкцию». В этой формулировке отражена английская концепция ценообразования портовых сборов.
Систему сборов в портах США составляют местные сборы, взимаемые портовыми властями, и государственные сборы, взимаемые федеральными органами США.
К местным сборам относятся взимаемые с судов причальный сбор, портовый сбор, сбор за охрану окружающей среды, а также ряд мелких сборов, таких как, сбор в пользу ассоциаций портов, на церковь в порту и т.д.
Причальный сбор взимается за использование судном причальных сооружений и является самым крупным. Портовый сбор предназначен для обеспечения в порту пожарной, навигационной и криминальной безопасности. Сбор на охрану среды направляется на выполнение комплекса мер по охране окружающей среды. Ожидается, что в скором времени этот сбор перейдет в разряд государственных сборов.
К государственным сборам в США относятся таможенный сбор и налог на поддержание состояния портов. Они взимаются таможенной службой США.
Таможенный сбор взимается с судов и состоит из нескольких частей:
- тоннажный налог;
- таможенная плата за услуги по инспекции судна;
- сельскохозяйственный сбор, направляемый в пользу Министерства сельского хозяйства США.
Налог на поддержание состояния портов взимается с организаций-импортеров, завозящих грузы через порты США, с каждой тонны импортного груза. В недавнем времени он взимался и с экспорта, но был отменен. По сути он представляет собой грузовой сбор, взимаемый в портах Европы с грузовладельцев. Все поступления от налога направляются в специальный общефедеральный фонд, из которого финансируются дноуглубительные работы и навигационное оборудование на подходах к портам.

Статьи по теме:
  • Портовые сборы Франция
  • Портовые сборы Дания
  • Портовые сборы Япония
  • Портовые сборы Финляндия

    Метки: , , , ,