Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

В Дании действуют более 50 портов. Большинство из них являются портами местного значения, расположенными как на материковой части, так и на островах. Деятельность портов регламентируется Законом о портах, вступившим в силу с 1 января 2000 года. В Законе реализована идея дальнейшей либерализации портовой деятельности и уменьшения роли государства в её регулировании. В соответствии с ним определены 5 категорий портов:
- государственные порты, подчинённые непосредственно Министру транспорта или лицу, им уполномоченному, и управляемые советом порта, назначаемым Министром;
- муниципальные порты, являющиеся частью муниципальной администрации, управляемые советом в составе муниципалитета;
- независимые муниципальные порты, являющиеся независимыми предприятиями, управляемыми советом директоров, избираемым местным советом при муниципалитете;
- компания с ограниченной ответственностью, полностью или частично принадлежащая муниципальным властям;
- частные порты, принадлежащие паромным, энергетическим и другим компаниям.
Первые четыре категории портов являются общественными портами и обязаны принимать любое судно, заходящее в порт. Частные порты таких обязательств не имеют. Это сказывается на уплате налогов портами. Общественные порты освобождены от их уплаты, частные же порты обязаны их оплачивать.
Портовые власти несут ответственность за строительство и управление инфраструктурой порта, включая причалы, бассейны, прилегающие территории, краны, склады, другое оборудование для обслуживания судов, стивидорных компаний, прочих клиентов. В качестве источников покрытия их затрат определены портовые сборы, платы за услуги, предоставляемые судам, платы за услуги, не связанные с обслуживанием судов, арендная плата.
При этом лишь независимым муниципальным портам Закон предписывает осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы доходы, по крайней мере, покрывали расходы. В противном случае такой порт может быть переведен в категорию муниципальных портов, частично финансируемых из местного бюджета. Дополнительное финансирование из местного бюджета потерявшего конкурентоспособность независимого муниципального порта может осуществляться и без перевода его в муниципальный порт, если такое решение с одобрения Министерства транспорта примет местный совет.
Портовые сборы государственным портам устанавливаются Министром транспорта или уполномоченным им лицом. В остальных портах размеры портовых сборов определяются самостоятельно каждым конкретным портом. Однако при этом государство при определённых обстоятельствах может установить их верхние и нижние пределы, чтобы исключить случаи монополизма или демпинга.
Плата за лоцманские услуги регулируется государственной службой – Лоцманским управлением. В систему портовых сборов в Дании входят два типа сборов:
- сборы с судов (судовые сборы);
- сбор с грузов (грузовой сбор).
Сборы с судов в Дании включают в себя судовой сбор (Shipping Dues) и ледовый сбор (Ice Dues).
Судовой сбор является местным сбором и взимается портами за использование портовых акваторий, сооружений и оборудования. Он включает в себя услуги по приёму с судов отходов, мусора, замазученных вод.
Ледовый сбор является государственным сбором и взимается портами по поручению государства за обеспечение зимней навигации.
Сбор с грузов в Дании взимается портами за каждую тонну перегруженного груза. Причём в одних портах он во всех случаях оплачивается грузоотправителем или грузополучателем, в других портах он может оплачиваться в одних случаях судном, в других грузоотправителем или грузополучателем.
НДС со сборов, оплаченных судами, занятыми в международных перевозках, не взимается. При каботажных перевозках НДС взимается. В общей сумме доходов, получаемых портами, сборы могут составлять в зависимости от порта от одной до трёх четвертей. Это хорошо проиллюстрировано в приводимой ниже таблице 1.21, составленной по данным Министерства транспорта Дании за 1995-1998 годы по трём крупнейшим датским портам Орхус, Копенгаген и Фредерисия.
Как видно из таблицы 1.21, основным источником доходов в порту Копенгаген являются услуги, не связанные с обслуживанием судов. К ним относятся работы по строительству и обустройству районов города, расположенных на территориях порта и не используемых им для портовой деятельности, а также арендная плата за сданные в аренду портовые площади. Немаловажное значение в структуре доходов играют также услуги, связанные с обслуживанием судов.
В портах Орхус и Фредерисия основными источниками являются портовые сборы. При этом в первом из них основную часть доходов даёт судовой сбор, а во втором – грузовой сбор. Во Фредерисии, кроме того, в отличие от Орхуса, немаловажное значение имеют и доходы, не связанные с обслуживанием судов.
На примере датских портов можно предположить, что наличие дополнительных источников доходов, в том числе нетрадиционных, может быть существенным фактором, влияющим на «стоимость» судозахода в порт. Таким же фактором является и грузовой сбор, взимаемый с грузовладельцев.

Статьи по теме:
  • Портовые сборы Франция
  • Портовые сборы Япония
  • Портовые сборы Финляндия
  • История портовых сборов

    Метки: , , ,