Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Германия, порт Гамбург. Гамбург является свободным и ган­зейским городом, что определяет специфику управления портом, взимания и расходования портовых сборов. В Германии вопросы портовых сборов регулируются Законом о пошлинах и сборах. Относительно величины сборов в статье 6 закона говорится, что при её установлении следует исходить «из общих расходов соответ­ствующей управленческой единицы, позволяющих определить тариф на основе применения принципов хозрасчёта внутри предприятия». То есть, доход, получаемый за счёт сборов, должен возмещать расходы, связанные с содержанием сооружения и пре­доставлением его в пользование.
Кроме упомянутого закона, в Гамбурге правовой основой для взимания портовых сборов служат два городских закона: Закон о сборах от 1986 г. и Закон о судоходстве и портовом сообщении от 1979 года. В статье 14 последнего указывается, что при установ­лении величины сборов следует учитывать положение, которое за­нимает Гамбургский порт в конкурентной борьбе. По сути, это означает, что при формировании портовых сборов нет необходимо­сти стремиться к полному покрытию всех расходов за счёт дохо­дов от сборов.
Статья 6 национального Закона и пошлинах и сборах и статья 14 городского Закона о судоходстве и портовом сообщении совмес­тно определили принцип, на основе которого формируются ставки первой группы сборов (т.е. сборов, под которые судну не оказыва­ются явные осязаемые и измеряемые услуги), взимаемых в Гамбургском порту. Он звучит следующим образом: портовые сборы дол­жны лишь отчасти компенсировать затраты на поддержание в ра­бочем состоянии и строительство портовых сооружений и устройств.
Применение этого принципа делает сборы первой группы Гамбургского порта значительно более низкими, чем в английских, российских, украинских, шведских, финских, эстонских и даже французских портах. В зависимости от размера судна в общей стоимости cyдозахода в Гамбургский порт они занимают от 4 до 25%, в то время как в портах перечисленных стран на них приходится от 40 до 55%.
К сборам второй группы (лоцманским, швартовным, буксирным) этот принцип не применяется. Как следствие, они значитель­но выше, чем в других портах. В сумме со сборами первой группы они приравнивают стоимость судозахода в Гамбургский порт к сто­имости судозаходов в другие порты.
В соответствии с Законом о сборах, право взимания сборов в порту Гамбург дано «свободному и ганзейскому городу». Они взи­маются городом за осуществление действий управленческого и ад­министративного характера и за пользование водными поверхнос­тями, сооружениями, устройствами и оборудованием Гамбургского порта. Поскольку, как было сказано выше, величина сборов не по­зволяет покрыть расходы по содержанию и развитию порта, город компенсирует недостающие средства из своего бюджета. В 1999 году из городского бюджета было компенсировано 75% расходов по со­держанию внутренних бассейнов порта.
Снижению уровня сборов в порту Гамбург способствует и тот факт, что оборудованные на реке Эльба подходной канал и фарвате­ры, протяжённость которых составляет более 70 миль, не входят в структуру порта. Они находятся на полном содержании националь­ного правительства, которое отказалось от взимания каких-либо сборов в свою пользу, финансируя дноуглубительные работы и на­вигационное оборудование фарватеров из государственного бюд­жета за счёт налогоплательщиков.
В Гамбургском порту с судов взимаются следующие виды обяза­тельных сборов и плат: портовый сбор, таможенный сбор, плата службе регистрации судов, взнос в фонд «миссия моряков», взнос в фонд спасения жизни, плата за приём мусора.
Портовый сбор – основной сбор, взимаемый в порту. Он содержит 25 ставок, дифференцированных в зависимости от назначе­ния, видов плавания и размеров судна.
Портовый сбор направляется на строительство и содержа­ние портовых сооружений. До 1981 года он использовался также на содержание лоцманской службы, являвшейся тогда одной из структур городского хозяйства. В 1981 году лоцманы были объе­динены в составе новообразованной гильдии портовых лоцма­нов. Для них были установлены отдельные тарифы за портовую лоцманскую проводку и соответственно были снижены ставки портового сбора.


Статьи по теме:
  • История портовых сборов
  • Схемы взимания портовых сборов
  • Портовые сборы Финляндия
  • Портовые сборы Франция

    Метки: , , , ,