Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Все сборы, взимаемые с судов в портах мира, можно разделить на две группы.
Первая группа сборов, оплата которых не предусматривает предоставление судну явных, измеряемых количественно и качественно услуг. К таким сборам относятся корабельный, доковый, судовой, портовый, тоннажный, маячный, якорный, канальный, речной, дноуглубительный, фарватерный, ледокольный, причальный, шлюзовой сборы. На английском языке их называют Dues.
Отсутствие осязаемости и измеряемости услуг, которые на самом деле предоставляются каждому судну, оплатившему эти сборы, а также обязательность их оплаты создаёт впечатление о фискальном, налоговом характере этих сборов. В действительности это не так. От налогов портовые сборы отличает возвратность услуг. Каждый из вышеперечисленных сборов представляет собой плату за пользование судном теми или иными портовыми сооружениями: корабельный, судовой, портовый, тоннажный сборы – за пользование гидротехническими сооружениями и акваторией порта, где обеспечены безопасные для судна глубины и защита от морских волнений во время стоянки у причала; доковый – за пользование искусственными бассейнами (доками), обеспечивающими защиту судна от приливно-отливных явлений при его стоянке у причала; канальный, речной, дноуглубительный – за пользование ведущими к порту подходными каналами и фарватерами; причальный – за пользование причалами; шлюзовой – за пользование шлюзами; фарватерный, ледовый – за пользование судном каналами, фарватерами и акваторией порта в зимних условиях. Разумеется, эти сборы направляются тем, кто несёт ответственность за содержание в надлежащем порядке и строительство выше перечисленных объектов.
Вторая группа сборов – сборы, оплата которых предусматривает оказание судну конкретной услуги, измеряемой количественно и качественно. К таким сборам относятся лоцманский, швартовный, буксирный сборы, сбор за приём судовых отходов, сбор за услуги станций управления движением судов, сбор за услуги рулевых на реке и др. Характерной особенностью услуг, оказываемых под оплату сборов второй группы, является их обязательность для судна. Собственно именно это обстоятельство позволяет называть их в некоторых портах сборами (на английском языке Dues), хотя чаще их называют платами (на английском Charges). Понятно, что эти сборы направляются тем организациям – государственным, муниципальным или частным, которые оказывают эти услуги, неся при этом соответствующие расходы.
По своему статусу портовые сборы делятся на государственные и местные. Государственные сборы вводятся и контролируются центральными органами власти, местные сборы – местными органами власти или администрациями портов. В одном и том же порту могут взиматься как государственные, так и местные сборы. Например, в Финляндии взимается государственный фарватерный сбор и местный портовый сбор, в Дании – государственный ледовый сбор и местные судовой и грузовой сборы, в Англии – государственный маячный и местные судовой, грузовой, доковый, причальный сборы.


Статьи по теме:
  • Портовые сборы Финляндия
  • Портовые сборы Германия
  • Причальные сборы. Сборы за проход каналов. Налог на фрахт
  • История портовых сборов

    Метки: , , , ,