Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

История портовых сборов имеет многовековую историю. С момента их возникновения до на­стоящего времени они претерпели существенные изменения: изме­нились их природа и назначение, экономическое содержание и за­дачи, которые они призваны решать.
Сборы, взимавшиеся в феодальных государствах, несли в себе несколько функций: а) возмещения затрат, б) заградительных по­шлин, в) налогов. Однако, по мере развития капиталистических от­ношений и исчезновения крупных феодалов последние две функ­ции портовых сборов утратили своё значение. Уже в начале 18-го века появились сборы, которые стали взиматься исключительно с одной целью – для покрытия затрат по содержанию и развитию пор­товых сооружений. Первым таким сбором стал доковый сбор, введённый в Ливер­пуле в 1709 году, который предназначался для покрытия затрат на строительство и поддержание в эксплуатационном состоянии пор­тового дока. Впоследствии новый взгляд на назначение портовых сборов в Англии был законодательно закреплён. В актах английс­кого парламента, регулирующих деятельность морских портов, дей­ствующих и поныне, прямо указывается, что порты имеют право взимать портовые сборы, размер которых должен обеспечивать сред­ства на покрытие всех затрат порта.

 

Постепенно аналогичный подход стал распространяться на порто­вые сборы и в других государствах. Так, в первом положении о порто­вых сборах, введённом в Германии, указывалось, что доходы от порто­вых сборов не должны превышать необходимый минимум средств, потребных для содержания портовых сооружений. Портовые сборы, введённые в Австрии в 1897 году, направлялись в основном на содер­жание портов, введённый в Швеции в 1895 году маячный сбор пол­ностью направлялся на содержание маячной службы страны, как и аналогичный сбор в Англии, введённый тремя годами позже.
В настоящее время практически во всех развитых зарубежных странах портовые сборы рассматриваются властными структурами и экономистами, специализирующимися в области ценообразова­ния за услуги морских портов, как источник средств для содержа­ния и развития портов (акваторий, причалов, каналов, фарватеров, молов, волноломов, берегозащитных сооружений, доков и т.д.) и обеспечения безопасности плавания судов в портах и на подходах к ним (включая содержание маяков, средств навигационного обору­дования, лоцманских служб, ледоколов, систем радиолокационно­го управления движением судов и т.д.).
Очень наглядно эти подходы отражены в действующем в Япо­нии законе о портах и гаванях, принятом в 1950 году, в статье 29 которого говорится: «Расходы, которые вынуждена нести порто­вая администрация на осуществление своей деятельности (вклю­чая расходы на строительство порта), покрываются за счёт сбо­ров, арендной платы за портовые средства, находящиеся в управ­лении у администрации порта, прочих доходов, извлекаемых из ра­боты портов». Нам представляется, что это должно стать непос­редственной практикой МАП в нашей стране.

Статьи по теме:
  • Портовые сборы в России
  • Схемы взимания портовых сборов
  • Портовые сборы Дания
  • Портовые сборы Германия

    Метки: , ,