Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Вместимость грузовых трюмов, так же как и грузоподъемность судна, не дает полного представления о его величине. Поэтому для единообразной оценки размеров судна и, в первую очередь, размеров его помещений в мировой практике принято понятие регистровой вместимости, или регистрового тоннажа. За единицу объема в этом случае принимают регистровую тонну, равную 2,83 м3 (или 100 куб. футам).
Регистровая тонна является мерой объема, ее нельзя путать с обычной тонной — единицей массы.
Различают валовую вместимость судна (брутто) и чистую вместимость (нетто). Их вычисляют по Правилам обмера судов, принятым в международной практике.
Валовая вместимость, измеряемая в регистровых тоннах (peг. т), представляет собой полный объем помещений корпуса и закрытых надстроек, за исключением объемов отсеков двойного дна, цистерн водяного балласта, а также объемов некоторых служебных помещений и постов, расположенных на верхней палубе и выше (рулевой и штурманской рубки, радиорубки, камбуза, санузлов экипажа, световых люков, шахт, помещений вспомогательных механизмов и пр.). Чистую вместимость получают в результате вычета из валовой вместимости объемов помещений, непригодных для перевозки коммерческого груза, пассажиров и запасов, в том числе жилых, общественных и санитарных помещений экипажа, помещений, занятых палубными механизмами и навигационными приборами (румпельное отделение, помещения механизмов шпилей и брашпилей, штурманская рубка, кладовые карт, навигационных приборов, навигационных инструментов, шкиперских запасов и т. п.), а также помещений, занятых «движущими механизмами», т. е. машинно-котельных отделений и др. Иными словами, в чистую вместимость входят только помещения, которые приносят судовладельцу непосредственный доход — грузовые помещения и помещения, занимаемые пассажирами или предназначаемые для их обслуживания.
Каждое судно получает мерительное свидетельство, в котором указывается его валовая и чистая регистровая вместимость, определенные по действующим в стране национальным Правилам обмера, а также мерительные свидетельства о регистровой вместимости, определенной по Правилам для судов, проходящих Суэцким и Панамским каналами (эти Правила несколько отличаются от национальных Правил обмера). Все взимаемые с судна сборы и пошлины (за пользование причалами, лоцманские и карантинные услуги, за проход каналов, маяков и т. д.) исчисляют пропорционально регистровой вместимости.
Следует отметить, что регистровая вместимость не точно соответствует кубатуре имеющихся на судне помещений, так как международные Правила обмера основаны на ряде традиционно сложившихся условностей. В частности, при определении чистой вместимости вычитают не фактический объем помещений, занятых «движущими механизмами», а равный 32/13 фактического процента от валовой вместимости, если фактический объем помещений составляет менее 13% валовой вместимости; если фактический объем этих помещений равен или более 20% валовой вместимости, то вычет в 1,75 раза больше их фактического объема; если же он более 13%, но менее 20% валовой вместимости, то вычет составляет 32% валовой вместимости.
Еще более условным является расчет регистровой вместимости двух и более палубных судов. Правила обмера допускают в некоторых случаях не включать в валовую и чистую вместимость объем грузового пространства (твиндека) между верхней и второй палубами, а именно при ограничении осадки судна, т. е. при наличии специальной тоннажной марки, которую наносят на борту в корму от грузовой марки на расстоянии 1200 мм. По вертикали тоннажная марка располагается либо на уровне самой верхней линии грузовой марки, определенной по Правилам о грузовой марке из условия, что палубой надводного борта является не верхняя, а вторая палуба, либо на определенном по Правилам обмера расстоянии вниз от второй палубы, если расчет надводного борта производился от верхней палубы.
Вычисленные с учетом этого условия валовую и чистую вместимости называют соответственно измененными и дополнительными вместимостями. В первом случае (когда тоннажная марка нанесена по расчету надводного борта, определенного от второй палубы) судно имеет только одну измененную валовую и одну измененную чистую вместимость, а во втором (когда тоннажная марка наносится по Правилам обмера) две валовые и две чистые вместимости (в том числе по одной дополнительной), которые применяют в зависимости от того, погружена или не погружена в воду тоннажная марка: если погружена, то вместимость не уменьшается, а если не погружена, то ее величину уменьшают. До последнего времени условием для вычета из вместимости грузового пространства между верхней и второй палубами являлось наличие в верхней палубе и поперечных переборках в твиндеке так называемых обмерных отверстий определенной конструкции и размера. Суда с обмерными отверстиями в твиндеке называют шельтердечными. Большое распространение в начале 60-х годов получили шельтердечные суда открыто-закрытого типа. У них были две грузовые марки, определявшиеся соответственно от верхней и второй палуб, а также специальные конструкции для закрытия обмерных отверстий. Это давало возможность в зависимости от характера перевозимого груза либо исключать вместимость твиндека (при открытых отверстиях), плавая по нижнюю грузовую марку с уменьшенной грузоподъемностью, либо увеличивать грузоподъемность судна, погружаясь по верхнюю грузовую марку (при условии, что обмерные отверстия закрыты), без вычета объема твиндека. Нетрудно видеть, что наличие этих (даже закрытых) отверстий уменьшало безопасность плавания судна. Поэтому по рекомендации ИМКO (Межправительственной морской консультативной организации) новые Правила обмера учитывают вышеуказанные условия уменьшения вместимости, которые не отражаются на безопасности плавания. В настоящее время шельтердечные суда не строят.

Статьи по теме:
  • Грузовместимость
  • Демередж. Контрсталия. Сверхконтрсталия
  • Тоннаж судна и другие технические характеристики
  • Суда газовозы

    Метки: , , ,