Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Традиционные обязанности брокера весьма многочисленны. И хотя отношения между брокером и принципалом не оформляются договором, они покоятся на устоявшихся традициях и подкрепляются конкуренцией, которая заставляет всякую брокерскую фирму добиваться хорошей деловой репутации, одного из необходимейших условий ее существования, путем оказания принципалам максимума услуг. По традиции брокер в ходе переговоров должен добиваться для своего поручителя наилучших условий в пределах полученных им полномочий. После заключения сделки брокер изготовляет всю документацию. В первую очередь, стороны обмениваются подтверждением о фрахтовании (recapitulation, сокращенно: recap). Далее, изготовляются оригиналы чартеров, которые представляются для подписи сторонам, и необходимое количество копий, которые рассылаются всем заинтересованным лицам. Обязанность изготовить чартер обычно ложится на брокера фрахтователя, который лучше знаетспецифику пере возки данного груза, имеет необходимые проформы чартеров своих принципалов. Но и здесь могут быть исключения.
С изготовлением чартеров обязанности брокера далеко не завершаются. Он оказывает содействие фрахтователям и судовладельцам при исполнении сделки, при возникновении недоразумений между сторонами, при подаче нотисов, номинировании портов, использовании опционов и т.д. Нередко ему поручается инкассация и оплата фрахта и последующее урегулирование взаимных претензий сторон, если они возникают.
В отличие от судовых агентов, которые работают на комиссионных началах, т.е. поручители оплачивают агенту все его расходы, связанные с выполнением поручения и комиссионное вознаграждение (agency fee), брокер работает за свой счет, получая только брокерскую комиссию, если сделка состоялась, из которой он самостоятельно оплачивает все свои расходы, в том числе весьма существенные издержки по связи (телефон, факс, телекс, e-mail и пр.).
Получив фрахтовый ордер, поручение фрахтователя на фрахтование или поручение судовладельца на отфрахтование, брокер прежде всего изучает обстановку на фрахтовом рынке, оказывает помощь фрахтователю или, соответственно, судовладельцу в определении идеи приемлемой ставки фрахта. Для этого он пользуется текущей информацией, поступающей через печатные издания, через циркулярные письма других брокеров, с которыми он поддерживает постоянный деловой контакт.
Эта работа требует от брокера универсальных знаний в области торгового судоходства. Он должен располагать исчерпывающими сведениями относительно конъюнктуры фрахтового рынка, ее тенденций, уровня фрахтовых ставок на различных направлениях, представлять себе дислокацию свободного флота в интересующем его районе и уровень спроса на тоннаж, знать источники и пути получения котировок грузов и самих грузов и многое другое в зависимости от конкретной ситуации.
В повседневную обязанность брокера входит быть в курсе последних сделок, заключенных на рынке, знать условия перевозок обращающихся на рынке грузов, условия стандартных форм чартеров и их особенности, условия наиболее ходовых проформ чартеров и характер модификаций ими стандартных условий. Брокер должен быть детально осведомлен относительно новейших тенденций в судоходстве (техника, эксплуатация, законодательство и т.д.) и в коммерческой документации. Брокер обязан хорошо знать морские порты, их обычаи, условия и стоимость перевалки грузов, уровень механизации и нормы грузовых работ, их навигационные особенности, ограничения по глубинам, вероятность забастовок и скопления судов и т.д. Ему необходимо знание уровня страховых премий и ограничений районов плавания, правовых вопросов морской перевозки, судебно-арбитражных прецедентов, ограничительных и дискриминационных мер, влияющих на судоходство. Его память должна удерживать мегабайты торгово-транспортной терминологии и укладочной кубатуры различных грузов, расстояний между основными портами и конфигурации морских путей, текущих цен на бункерное топливо и на портовые сборы. Многие из этих сведений можно почерпнуть в справочниках, но высокие темпы брокерской работы далеко не всегда дают такую возможность. Оперативность фрахтовой работы требует, чтобы большая часть этих сведений наличествовала в памяти и была готова к умелому использованию в ходе быстротечных переговоров.
Помимо того, брокер должен быть в курсе деятельности своих конкурентов, иметь достоверные сведения относительно финансового положения и платежеспособности судовладельческих фирм и фрахтователей из своего делового круга. Наконец, он должен хорошо ориентироваться в условиях договоров купли-прожажи, в частности, в их транспортных условиях, в методах калькуляции фрахтовых ставок, быстрых трансформаций одних ставок в другие, допустим, ставки по крупной партии груза в ставку для груза меньшего размера и т.д.
Обладая всеми этими знаниями, которыми не всегда владеют судовладельцы и фрахтователи, брокер нередко становится решающей фигурой в переговорах, поскольку к его квалифицированному совету прислушивается и та и другая сторона. Способность брокера дать верный совет наряду с умением успешно вести переговоры, дающие благоприятные результаты, определяют репутацию брокера на фрахтовом рынке и объем его деловых связей, что является решающим обстоятельством конкурентоспособной деятельности фирмы в рыночных условиях.

Статьи по теме:
  • Брокерская комиссия. Адресная комиссия
  • Личные качества брокера
  • Специализация брокерской деятельности
  • Этика фрахтовой работы

    Метки: , ,