Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Первоначально фрахтовый брокер фигурировал как присяжный брокер, персонально утвержденный государственными органами. Со временем в качестве брокеров стали действовать брокерские компании, созданные на обычных коммерческих началах. Следуя основному делению судоходства на трамповое и линейное, брокерские фирмы специализируются или на том, или на другом. Работа брокера в линейном судоходстве – он же экспедитор, он же линейный агент, он же аквизитор и т.п. — коренным образом отличается от работы брокера-трамповика. Более того, если трамповые брокерские фирмы, как правило, независимы, линейные агенты нередко структурно входят в штат линейных компаний в качестве специального фрахтового отдела, отдела загрузки и т.п., что не исключает существования самостоятельных фирм. Но и они самой технологией линейного судоходства должны сотрудничать на постоянной основе с могущественными линейными корпорациями, на фоне которых их самостоятельность несколько блекнет. Далее под фрахтовым брокером, мы будем понимать только трампового брокера.
Брокерские фирмы иногда специализируются на отдельных направлениях или грузах, допустим, на фрахтовании танкеров. И все же наиболее характерной следует считать универсальную брокерскую фирму, которая посредничает на многих грузонаправлениях, а также занимается посредничеством при купле и продаже судов (Purchase & Sale, сокращенно P&S). Нередко эти фирмы имеют специальный отдел, занятый функциями судового агентирования.
При ведении переговоров и заключении фрахтовых сделок обычно различают брокера со стороны фрахтователя и брокера со стороны судовладельца. Теоретически рассуждая, брокеры со стороны фрахтователя, поддерживая деловые контакты с брокерами судовладельцев, должны концентрировать свое внимание на грузовладельцах, фрахтователях, а брокеры другой стороны должны интересоваться, главным образом, флотом. Однако на практике редко встречаются фирмы которые ограничивали бы свои интересы только одной стороной. Одна и та же фирма может в одном случае действовать по полномочиям судовладельца, с которым она поддерживает деловые связи, а в другом — от лица знакомых фрахтователей по отношению к «чужим» судовладельцам. Фактическая расстановка при заключении сделки определяется тем, от кого брокер имеет полномочия. А это, в свою очередь, зависит от объема его деловых связей, репутации и т.д.
Связи брокерских фирм в деловом мире возникают не только в результате посреднических операций, профессиональной деятельности. Не менее важную, а может быть, более важную роль играют финансовые связи, которые обычно не имеют явно выраженного характера и нелегко прослеживаются. Многие брокерские фирмы имеют акции судоходных компаний, и, наоборот, судовладельческий капитал нередко участвует в брокерских фирмах. Крупные брокерские фирмы нередко приобретают в собственность суда и образуют дочернюю судоходную компанию. И, наоборот, крупные судовладельческие фирмы нередко имеют собственные фрахтовые отделы, которые действуют в качестве брокеров в составе судоходной компании или под самостоятельной вывеской. Иногда брокерские фирмы принимают на себя функции управления судами, их коммерческой эксплуатации. Такое переплетение капиталов в меньшей степени характерно для фрахтователей, хотя и здесь брокерские фирмы могут иметь свою долю в финансовых интересах. Поэтому, если исключить совершенно независимые, обычно крупные фирмы, брокеры в основной своей массе в силу финансовых интересов и принадлежности к миру судоходства являются брокерами судовладельца, хотя нередко работают и от лица фрахтователей. Форма вознаграждения брокера в виде процента с суммы фрахта также объективно ставит его на сторону судовладельца, добивающегося более высокой ставки фрахта.

Статьи по теме:
  • Этика фрахтовой работы
  • Брокерская комиссия. Адресная комиссия
  • Преамбула
  • Работа фрахтового брокера

    Метки: , ,