Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Кроме ставки фрахта, важнейшим элементом фрахтовой сделки является количество груза. Фрахтователь, достаточно хорошо осведомленный в судоходстве, выступая предварительно в качестве покупателя по контракту фоб или продавца по контракту сиф, должен сообразовывать партион-ность поставок по контракту купли-продажи с наиболее ходовыми размерами судов, предлагаемых фрахтовым рынком. И хотя судоходство все время подтягивается к потребностям торговли и по специализации флота, и по размерности судов, тем не менее неосмотрительные фрахтователи могут встать перед фактом несоответствия между размером грузовой партии и тоннажем судов. Выход из такого положения дает широко распространенная и в торговле, и в судоходстве практика марджина, право той или иной стороны выбирать любое количество груза в пределах согласованных рамок. Фрахтователь-продавец, продавший 10000 ттовара, имея по контракту марджин в размере 10%, может, таким образом, воспользоваться любым судном в пределах от 9000 до 11000 т. Свои отношения с судовладельцем по количеству груза он строит так, чтобы вписаться в эти пределы. И хотя грузоподъемность судна может не соответствовать контрактному номиналу, его грузоподъемность по чартеру может быть записана по-разному в зависимости от требований контракта. Так, например, каждое из 4 судов с грузоподъемностью в 9000, 9500, 10000 и 11000 т будут записаны в чартер, как суда грузоподъемностью в 10000 плюс/минус 10%. Но не всегда контрактный и чартерный марджины позволяют преодолеть разницу в размерах. И в таком случае одна из сторон, как правило, терпит определенный убыток. Если фрахтователь вынужден взять судно большего размера, чем ему нужно по контракту, например, если он нуждается в перевозке 10000 т, но имеет предложения на суда не менее 12000 т, то в зависимости от соотношения сил между сторонами или фрахтователь (указав в чартере 10000т плюс/минус 10%), платит повышенную ставку, компенсируя судовладельцу потерю провозной способности, или судовладелец соглашается на рыночную ставку фрахта, имея в результате известный убыток. Разумеется, в таких случаях не исключены разного рода компромиссные варианты решения. Аналогичная ситуация складывается обычно и в тех случаях, когда фрахтователь по условиям контракта не располагает марджином и вынужден фрахтовать судно без марджина, на чартерный номинал.
Иногда совмещение размера судна и груза заключается в том, что суда большего тоннажа ставятся под меньший груз. Основа такой странности в том, что удельные издержки более крупного судна в идеале ниже, чем у меньшего. Допустим, владельцу 40-тысячного «хендимакса» может оказаться выгодным отфрахтовать свое судно под груз 25-тысячного минибалкера, который согласно рынку оплачивается по более высокой ставке. Такие сделки чаще случаются, когда порты имеют ограниченные глубины и не могут принимать крупнотоннажные суда на полную осадку, а фрахтователи принуждены платить определенную премию за малотоннажные суда или крупнотоннажным за недогруз.

Статьи по теме:
  • Фрахтование
  • Средства связи
  • О сайте
  • Работа фрахтового брокера