Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Следующее место в мировых морских перевозках занимает зерно. К зерну относят, в первую очередь, пшеницу, кукурузу (маис), соя-бобы, рис, ячмень, а также рожь, овес и др. В эту же категорию, как правило, попадает соевый жмых, экспеллер и шрот.
Хотя зерно, среди сухогрузов, занимает лишь третье место, действительное его значение для фрахтового рынка неизмеримо больше. Железная руда в основной массе, равно как и значительная часть угля, перевозятся в рамках торгово-промышленного судоходства, т.е. судами, принадлежащими промышленным корпорациям, и не появляются на фрахтовом рынке. Напротив того, зерно почти полностью проходит через фрахтовый рынок, являясь основным фактором формирования спроса на океанский тоннаж.
Международные перевозки зерна в 1997 г. достигли 203 млн. т, приблизительно втрое-вчетверо перекрыв объемы 60-70-х годов. Направления зерновых грузопотоков и их объемы весьма нестабильны и зависят от ряда неожиданных обстоятельств, вызванных, как правило, урожаями и неурожаями в тех или иных регионах. Так, в 70-80-е годы СССР был ведущим импортером зерна, закупая до 50 млн. т пшеницы и кукурузы в год, после чего ввоз зерна практически прекратился.
Основными экспортерами зерна остаются США и Канада, которые вывезли в 1997 г. соответственно 74,3 и 26,7 млн. т. Американское и канадское зерно направляется через атлантические и тихоокеанские порты главным образом в Японию и КНР. Значительные объемы этого зерна завозятся в Европу, в частности в Восточную. Традиционным поставщиком зерна остается Аргентина, которая в 1997 г. экспортировала 24,3 млн. т главным образом в европейские страны, страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Традиционным производителем зерна на экспорт является также и Австралия, которая в 1997 г. вывезла 22,9 млн. т. Австралийское зерно направляется в основном в Японию, КНР и другие страны Дальнего Востока, а также частично достигает европейских портов. Западная Европа, ввозя зерно, одновременно вывозит его небольшими партиями в Восточную Европу, Северную Африку и другие страны Средиземноморья.
Перевозки зерна сильно подвержены сезонным колебаниям, которые обусловлены разными сроками созревания зерновых культур в северном и южном полушариях. Если увеличение перевозок из американских и канадских портов приходится на август-октябрь, то рост отгрузок из аргентинских и австралийских портов начинается в ноябре-январе и т.д.

Статьи по теме:
  • Южноамериканская секция
  • Грузовые опционы
  • Международные перевозки грузов: объемы, темпы роста, структура
  • Североамериканская секция

    Метки: , ,