Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Третий важный этап фрахтовой работы — это определение идеи ставки фрахта (freight idea).
Знание общей ситуации на рынке, взаимосвязей между географическими секциями и функциональными подсистемами, наличие информации о текущих ставках фрахта и условиях перевозки на ведущих грузонаправлениях, знание районов массового освобождения судов после выгрузки, средней скорости судов позволяет ориентировочно рассчитать рыночную ставку фрахта для любого интересующего нас направления, груза, размера судна на базе другого, наиболее близкого базисного направления перевозок. Пересчет можно делать вручную на основе средней суточной нетто-выручки судна того или иного размера, близкого нужному, путем пересчета на предстоящую перевозку с учетом длительности рейса (скорость, протяженность перевозки), размера судна, специфики груза и условий перевозки, в частности, норм грузовых работ, а также с учетом ситуации с обратной загрузкой судна и возможным балластным переходом в тоннажедефицитные секции. Те же операции можно выполнить через ставку рейсового таймчартера, пересчитав ее на условия рейсового чартера, т.е. добавив к издержкам рейса стоимость израсходованного за рейс бункера, навигационные издержки и т.п.
Счет «на скорую руку» вручную или в уме не может учесть всех многочисленных факторов формирования ставки фрахта. Более точный расчет рыночной ставки фрахта на основе рыночной базы данных можно получить, воспользовавшись компьютерной программой, наиболее подходящей кданной ситуации, которая учитывала бы все параметры предстоящей фрахтовой сделки. Как бы ни был точен расчет, не следует абсолютизировать расчетную ставку фрахта. Конкретная ситуация на рынке в данный момент (нет судна, освобождающегося близко к порту погрузки по предстоящей сделке, или, наоборот, есть судно, освобождающееся в этом порту и т.д.) может внести в нее существенные коррективы. При этом общее правило сводится к тому, что идея не должна быть ни заниженной, ни завышенной. Но определение «правильной», абсолютно рыночной идеи в условиях, когда другая сторона воспринимает ее со своих субъективных позиций — дело почти невозможное: даже безупречно рыночная идея ставки фрахта вызывает, как правило, возражения контрагентов, стремящихся повысить стартовую площадку, если это судовладельцы, или, наоборот, понизить ее, если они фрахтователи. Руководствуясь этими соображениями, опытные
фрахтователи, а именно фрахтователи, как правило, должны дать идею, стремятся, прежде всего, не занизить идею ставки фрахта, так как заниженная идея делает груз изначально непривлекательным для судовладельца и не может собрать достаточного числа предложений судов, что, как будет ясно далее, является немаловажным обстоятельством в переговорах. Более того, нередко прибегают к заведомому завышению идеи ставки фрахта. Этот тактический прием, котировка (quatation) завышенной ставки преследует цель набрать как можно больше предложений. Указанная в котировке идея при переговорах может быть снижена с объяснениями и без них. Но цель уже достигнута: получив предложения, фрахтователи «втягивают» судовладельца в переговоры, которые сами по себе уже известная предпосылка для заключения сделки.
Обычно в котировке фрахтователи указывают общие условия, на которых желательно фрахтование судна. Они должны соответствовать транспортным условиям контракта купли-продажи и другим договоренностям фрахтователей с партнерами (стивидорами, экспедиторами, агентами и др.).
При фрахтовании в таймчартер ориентировочную идею ставки фрахта сформировать проще, если речь идет о фрахтовании стандартного балкера типа «панамакс» или танкера типа «хендисайз». Она берется из текущих сделок по аналогичным судам, Но и такая идея нуждается в тщательном расчете после того, как получены технические параметры фрахтуемого судна. Тем более такой расчет необходим, если предложено нестандартное судно.
Определение рыночной идеи ставки аренды в таймчартер выполняется следующим образом. Первоначальную идею ставки аренды задает обычно судовладелец, исходя из своих эксплуатационных издержек по данному судну и прочих соображений. Названная судовладельцем ставка пере-считывается на условия рейсового чартера применительно к предполагаемому рейсу или к грузонаправлению с устоявшимися условиями перевозки, по которому есть постоянная информация о текущем уровне рейсовых ставок фрахта. Сравнение полученной расчетной идеи с текущими ставками по рейсовому фрахтованию позволит правильно сориентироваться с идеей ставки аренды.
При фрахтовании в таймчартер, если речь идет о длительном таймчартере, или при рейсовом фрахтовании с отдаленным сроком исполнения обе стороны должны принимать во внимание не только текущую конъюнктуру, но и ее возможное развитие на перспективу, что, разумеется, может стать объектом серьезных разногласий сторон.

Статьи по теме:
  • Фрахтовые индексы
  • Диспач. Диспач за все спасенное время. Диспач за рабочее спасенное время. Расчет сталии вкруговую
  • Длительность таймчартера. Рейсовый таймчартер. Балластный бонус
  • Поручение на фрахтование