Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

По условиям таймчартера экипаж должен оказывать фрахтователям обычные услуги, а капитан — выполнять указания фрахтователей о направлении судна в тот или иной порт, о проведении грузовых работ, о подписании документов (коносаментов и т.п.) и прочие указания эксплуатационно-коммерческого характера. В то же время капитан вправе отказаться подписать коносаменты, содержание которых не отвечает погруженному товару, поскольку в ряде случаев подписание капитаном коносаментов порождает отношения прямой ответственности между основным судовладельцем и грузоотправителем или грузополучателем. Правда, чартер обычно содержит условие, которое освобождает судовладельца от ответственности по коносаменту, подписанному по указанию фрахтователей, что дает ему право перекладывать на фрахтователей ответственность по коносаментам в той мере, в какой она превышает ответственность по тайм-чартеру. Но все это относится к сфере сложных судебно-арбитражных процедур. Вместе с тем чартер может предусматривать в порядке включения дополнительных условий к стандартному тексту широкое освобождение судовладельца от ответственности за недостачу и смешение груза, его повреждение вследствие плохой укладки и т.п. Фрахтователи, напротив, стараются ограничить эти условия и ввести повышенную ответственность судовладельца за качество перевозки в рамках условий коносаментов, подписанных капитаном.
Если фрахтователи не удовлетворены услугами капитана, командного состава, чартер обычно дает им право требовать от судовладельца их замены.

Статьи по теме:
  • Виды специализированных чартеров
  • Преамбула
  • Прекращение ответственности фрахтователя. Залоговое право
  • Чартерный коносамент