Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Арендная плата следует судовладельцу с момента приема судна в таймчартер и до момента его сдачи. Аренда выплачивается авансом за определенное время, за месяц, за полмесяца вперед. Неуплата аренды дает судовладельцу право немедленно изъять судно у фрахтователей и держать его вне аренды (off hire) до урегулирования платежей. Но право изъятия еще не означает права судовладельца расторгнуть чартер. В таких обстоятельствах судовладелец вправе потребовать от фрахтователя возмещения доказанных убытков, в частности, убытков от простоя вне аренды, или от менее выгодной эксплуатации судна за время неплатежа аренды вплоть до истечения срока таймчартера или до момента обратного ввода судна в таймчартер. Однако судовладельцу не удается использовать этот эффективный инструмент, если судно имеет на борту груз, пока груз не будет доставлен по назначению. Но и в этом случае у судовладельца есть определенные возможности: как и в рейсовом чартере ему в обеспечение всех своих претензий по чартеру принадлежит залоговое право на груз, а также и на фрахт, заработанный фрахтователями, как операторами судна. Но и фрахтователи также обладают залоговым правом, но уже на судно в обеспечение сумм, выплаченных судовладельцу и подлежащих возврату. Например, арендная плата переведена авансом за месяц, а судно сдано раньше, и часть арендной платы подлежит возврату. Использование залогового права какс той, так и с другой стороны, реализуется по национальным законам и процедурам местонахождения судна и подчас связана с немалыми затратами и столь же немалыми трудностями.
Арендная плата может быть зафиксирована в виде ставки за тонну дедвейта судна в месяц. Эта форма удобна тем, что сводит ставки аренды к единой базе, единому размерению, что позволяет лучше ориентироваться во фрахтовой информации, анализировать рыночные сделки, позволяет хотя и с определенной погрешностью относить те или иные различия в ставках или на счет конъюнктуры рынка, или на счет различий в технических параметрах судна.
В современной практике более распространена фиксация арендной платы за все судно в день, что более соответствует популярной форме фрахтования в рейсовый таймчартер. Иногда аренда оговаривается в виде суммы за судно в месяц. Форма, в которой фиксируется арендная плата, не имеет принципиального значения: все они легко приводятся одна к другой.

Статьи по теме:
  • Длительность таймчартера. Рейсовый таймчартер. Балластный бонус
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер
  • Таймчартер. Основные права и обязанности сторон
  • Вывод судна из эксплуатации. Прекращение выплаты аренды