Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Таймчартер обязывает фрахтователей использовать судно только для перевозки так называемых законных грузов (lawful merchandise), т.е. товаров, не отнесенных к контрабанде в странах отправления и назначения. Обычно запрещается перевозка воспламеняющихся, опасных, радиоактивных и прочих подобных грузов. Фрахтователь не может, если это особо не оговорено в чартере, вносить конструктивные изменения в устройство судна, допустим, для погрузки специальных грузов (длиномеров, тяжеловесов). Капитан имеет право отклонить погрузку несовместимых грузов. Чартер разрешает фрахтователям эксплуатировать судно только между безопасными портами, где оно может всегда оставаться на плаву. Понятие безопасного порта в таймчартере в основном соответствует тому же понятию в рейсовом чартере. Но при аренде не возникает таких вопросов, как ответственность за простой или лихтеровку, если судно не может в полном грузу преодолеть бар, расположенный перед портом. Направление судна в порт, признанный небезопасным, дает судовладельцу право взыскать с фрахтователя возникшие в этой связи убытки. Но судовладелец лишается этого права, если порт был обусловлен сторонами при фрахтовании.
В чартере особо оговаривается район плавания судна. Обычно фрахтователи выговаривают себе право использовать судно по всему земному шару, но в пределах географических лимитов, устанавливаемых страховыми обществами. Обычно делается ссылка на лимиты Института лондонских страховщиков (Institute of London Underwriters), но географические лимиты имеют практически идентичное содержание у всех страховых компаний. Они ограничивают плавание судна в высоких широтах, исключают в определенные сезоны особо опасные районы Мирово-
го океана. Нарушение географических лимитов, обусловленных чартером, влечет за собой ответственность фрахтователя за фактические убытки судовладельца, связанные с этим нарушением. Но выход за общепринятые географические лимиты может быть согласован между сторонами, и в этом случае фрахтователь возмещает судовладельцу экстра-страховую, т.е. повышенную премию, которую последний платит страховой компании за выход судна за пределы географических лимитов.

Статьи по теме:
  • Виды специализированных чартеров
  • Тоннаж судна и другие технические характеристики
  • Грейферная оговорка
  • О сайте