Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Фрахтователь арендует судно на определенное время. Это время может быть указано различными способами. В свое время наиболее распространенным было фрахтование на календарный срок: месяц, 6 месяцев, год и более. В современной практике такая форма встречается реже.
Месяцем условно считается 30-дневный срок. Срок аренды может начаться с любого числа месяца после приемки в таймчартер. При этом длительность последнего рейса судна может не совпадать с длительностью таймчартера, в частности рейс может длиться больше срока таймчартера. В этом случае считается, что фрахтователь не обязан сдать судно из аренды ранее времени окончания рейса. И даже если рыночные ставки повысились с момента заключения таймчарте-рера, судовладелец не вправе требовать оплаты повышенной аренды после истечения формального срока таймчартера, если иное не согласовано сторонами при заключении чартера или по ходу его исполнения.
Для укрепления своих позиций в подобных ситуациях фрахтователи при указании продолжительности аренды добавляют слово «около». «Около» понимается таким образом, что по окончании очередного рейса до срока истечения таймчартера фрахтователь может использовать судно еще для одного рейса, но при условии, что его предполагаемая длительность будет такой, что превышение срока аренды будет меньше недоиспользованного. В ином случае фрахтователь обязан сдать судно с недоиспользованным сроком.
При фрахтовании в таймчартер на календарные сроки стороны нередко согласовывают опцион фрахтователей на продление срока аренды на месяц, два месяца. Это обозначается в чартере как «one month 1/1/1». Опцион должен быть декларирован в согласованные в чартере сроки.
В настоящее время более употребительным стало фрахтование в таймчартер, при котором длительность аренды определяется продолжительностью рейса, для которого судно зафрахтовано. Судно может быть зафрахтовано для совершения рейса в одну сторону, или для выполнения кругового рейса (round voyage) с возвратом в район, где оно было принято, или на несколько круговых рейсов. Рейсовый таймчартер (trip charter), который не следует путать с рейсовым чартером (voyage charter), весьма удобен для фрахтователей, так как исключает необходимость согласовывать сроки таймчартера и рейса: они согласуются автоматически.
При фрахтовании на условиях рейсового таймчартера, особенно на непродолжительные сроки, актуальным становится вопрос балластного перехода судна от пункта завершения его последних обязательств до пункта приема в аренду. Расходы на этот пробег нередко возмещаются судовладельцу по взаимному согласованию в виде так называемого балластного бонуса. Размер бонуса зависит от расстояния балластного пробега, от конъюнктуры рынка и т.д. Балластный бонус характерен не только для рейсового таймчартера — он применяется и при фрахтовании на календарные сроки.

Статьи по теме:
  • Арендная плата. Сроки оплаты. Методы фиксации
  • Таймчартер. Основные права и обязанности сторон
  • Вывод судна из эксплуатации. Прекращение выплаты аренды
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер