Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Условия таймчартера обязывают судовладельца предоставить в распоряжение фрахтователей все помещения судна, включая палубу в той степени, в какой судну позволена перевозка палубного груза. Фрахтователи должны оставить за судовладельцем помещения для экипажа, запасов, материалов и провизии. Фрахтователи вправе потребовать предоставить им диптанки судна, если они пригодны для размещения груза.
Принципиальные различия между рейсовым чартером и таймчартером были изложены выше. Что касается деталей, то ряд условий таймчартера сходен с условиями рейсового чартера. Так, все, что в разделе о рейсовом чартере сказано о сторонах по договору, в равной степени относится и к таймчар-теру. Аналогично с рейсовым трактуются в таймчартере вопросы класса судна, его национальности (флага), названия, тоннажа, позиции (лейдейс-канцеллинг), в пределах которой судно должно быть представлено для приемки в аренду. Но все же таймчартер подходит строже к данным, индивидуализирующим судно. Поэтому в таймчартере не встречается право субститута, хотя судовладелец, располагающий несколькими серийными судами, может выговорить себе опцион «сис-тершипа», т.е. право подать вместо названного в чартере судно того же проекта с теми же техническими параметрами.
В чартере указывается полный дейдвейт (deadweight all told) судна, обычно летний, включая бункер и судовые запасы, объем его грузовых помещений, а также скорость в полном грузу при хорошей погоде и суточный расход топлива на ходу. Все эти качества имеют первостепенное значение для фрахтователя, для последующей эксплуатации судна под его контролем. Фрахтователь может отказаться от чартера, если указанные характеристики окажутся хуже согласованных. Для подкрепления своих позиций фрахтователи нередко вводят в стандартный текст чартера слово «гарантированный»: гарантированный дедвейт, гарантированная скорость и т.д. Если фрахтователь не расторг чартер по причине несоблюдения судовладельцем гарантированных условий, он вправе взыскать с последнего свои убытки, возникшие из-за нарушения гарантии. Так, при несоблюдении условий о дедвейте, грузовместимости, скорости и расходе топлива, если они будут хуже согласованных, фрахтователь может сделать соответствующий перерасчет арендной платы.
Указывая дедвейт судна, стороны имеют в виду не способность судна принять определенное количество всякого груза, включая бункер и т.п. Гарантируется способность судна принять определенное количество такого груза, погрузив которое, судно оказалось бы на летней марке. Иными словами, гарантия дается при условии груза, укладочная кубатура которого не превышает чистой удельной грузовместимости судна.
Одно и тоже судно может иметь разный дедвейт в зависимости от того, применяется ли оно как открытое или закрытое шелтердечное судна. Это обстоятельство также фиксируется в чартере при гарантии дедвейта, если фрахтуется шелтердечное судно с возможностью конверсии.

Статьи по теме:
  • Виды специализированных чартеров
  • Тоннаж судна и другие технические характеристики
  • Грейферная оговорка
  • О сайте