Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Техника погрузки, перевозки и выгрузки наливных грузов во многом проще, чем у сухих грузов. Упрощены грузовые операции, не требуется специального подсчета груза, отпадает необходимость в лебедках и кранах. В то же время эти перевозки имеют свои особенности, которые в корне отличают их от сухогрузных. Поэтому и специализированные танкерные чартера существенно отличаются от сухогрузных.
На современном фрахтовом рынке обращаются свыше десятка танкерных чартеров, разработанных и применяемых главным образом ведущими транснациональными нефтяными компаниями. Это «Шеллвой», «Бипивой» и другие. Помимо того, применяется несколько форм, выпущенных международными и национальными организациями. Среди них чартер «Интертэнквой», разработанный международной организацией владельцев танкеров «Интертанко», чартер «Асбатэнквой» ассоциации фрахтовых агентов США.
Различаясь в деталях, склоняясь в части преимуществ к той или иной стороне, танкерные чартера в своей основе достаточно однотипны. Танкерный чартер предъявляет ряд специальных требований к состоянию грузовых помещений, выполнение которых строго контролируется представителями фрахтователей до начала погрузки. Если танкер перевозил темный груз и зафрахтован под перевозку светлых нефтепродуктов, судовладельцы обязаны произвести мойку танков и коммуникаций за свой счет. Мойка выполняется специальными механизмами с контролем за газовой средой в танках и с заполнением их нейтральным газом во избежание взрыва. Помимо того, в чартере должно быть указано наименование последнего и предпоследнего грузов.
Определенные требования предъявляются к техническому оснащению судна: оговариваются количество и производительность грузовых насосов, имеющихся на борту, наличие у танкера грузовых средств для подъема и опускания у обоих бортов выводов подводных трубопроводов, подключаемых к коммуникациям танкера на точечных терминалах. Специфика груза требует наличия в танках обогревателей-змеевиков, которые должны доводить груз до определенной температуры, чтобы придать ему необходимую текучесть, или поддерживать температуру, при которой груз был закачан.
Груз в танкерном чартере обычно именуется в несколько обобщенной форме: например, «сырая нефть», «бензин» без указания марки, вида и т.д. Поэтому чартера вводят некоторые технические ограничения по грузу, дающие судовладельцу гарантии безопасной перевозки: груз не должен быть опасным для судна, его технические характеристики не должны выходить за лимиты, оговоренные в чартере.
Особую проблему в танкерных перевозках создают не-выгруженные остатки груза от прошлых рейсов, смывки, образовавшиеся в балластном рейсе при смешении оставшегося груза с балластной водой. В прежние времена загрязненные балластные воды откачивались за борт в море. В настоящее время выброс загрязненного балласта в море запрещен международными конвенциями и национальным законодательством. Соблюдение запретов строго контролируется национальными средствами, а также с помощью спутников и их несоблюдение грозит нарушителям крупными материальными потерями. С учетом требований охраны окружающей среды чартер запрещает судну выброс за борт загрязненных вод при выполнении балластных рейсов, предписывает в общих чертах технологию сепарации балластной воды и остатков груза, а также обязывает фрахтователей обеспечить береговые емкости для принятия загрязненного балласта. Если у фрахтователей нет технических возможностей принять загрязненный балласт и смывки (если танки промывались) в береговые емкости, новый груз может быть погружен поверх загрязненной воды с оплатой фрахта за полный груз, включая загрязненный балласт в объеме до 1% от дедвейта судна.
Фрахтователи нередко грузят в одно судно грузы разных наименований, и в этом случае условия чартера в принципе освобождают судовладельца от ответственности за смешение грузов или их взаимное загрязнение.
При перевозках нефти фрахтователям обычно предоставляется широкий географический опцион, необходимый нефтяным компаниям для маневра ресурсами. При этом чартер строго регламентирует порядок использования географических опционов, предусматривая четкую систему номинирования портов погрузки и выгрузки и ордерования танкера. Однако чартер предоставляет фрахтователям право и после использования опциона переордеровать судно без последствий для себя, если переордерование не вынудило судовладельцам к дополнительным расходам. Если же такие расходы возникают, то танкер может быть переодерован с оплатой фрахтователями этих расходов.
Загрузка и разгрузка танкера,выполняется в сжатые сроки, которые мало зависят от состояния погоды. Поэтому сталийное время в танкерных чартерах фиксируется в рядовых часах, т.е. без вычета воскресных, праздничных и непогожих дней. Счет стадии начинается через 6 часов после подачи но-стиса о готовности или немедленно после соединения грузовых шлангов в зависимости от того, какой момент наступает раньше, и заканчивается немедленно после рассоединения шлангов, но не ранее, чем по предъявлении фрахтователями всего комплекта грузовых документов (коносаменты, манифесты, спецификации и т.п.). Счет сталии обычно оговаривается вкруговую для портов погрузки и выгрузки, а ее продолжительность, как правило, не зависит от тоннажа судна.
Загрузка танкеров выполняется береговыми средствами. Поэтому чартер относит стоимость погрузки за счет фрахтователей, а выгрузку, производимую средствами судна, — на счет судовладельца. Обеспечение грузовых операций соединительными шлангами входит в обязанности фрахтователей, за счет которых выполняются также и операции по соединению и рассоединению шлангов.
Все современные танкерные чартера содержат требование, которое обязывает судовладельца участвовать в специальных международных соглашениях, обеспечивающих финансовую сторону ликвидации убытков, возникающих в случае разлива нефти при крупных авариях танкеров.

Статьи по теме:
  • Военная оговорка
  • Аванс фрахта
  • Угольные чартера
  • Забастовка