Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

При перевозках европейских пиломатериалов в порты Великобритании применяется особая система норм выгрузки и оплата демерджа, разработанная в начале 50-х годов одновременно с введением чартера «Нюбалтвуд». Как уже упоминалось, в английских и ирландских портах судовладелец сам нанимает стивидоров для выгрузки. При этом ранее, до введения «Нюбалтвуда» выгрузка происходила в соответствии с обычаями каждого порта, а это означало, что судовладельцы практически не имели гарантированной нормы выгрузки и, соответственно, не получали никакого возмещения убытков в виде демерджа при простое судна. Суда могли простаивать месяцами за свой счет, что приводило к завышению судовладельцами ставок фрахта для гарантии убытков. Такое положение не устраивало ни судовладельцев, ни фрахтователей. В результате длительных переговоров между заинтересованными организациями была выработана и согласована концепция солидарной ответственности всех английских импортеров пиломатериалов перед судовладельцами за простой судов под выгрузкой, для чего создали Британскую ассоциацию по демерджу, преобразованную впоследствии в Британскую совместную ассоциацию лесоторговцев и судовладельцев, которая получила в свое распоряжение особый фонд. Фонд образуется импортерами пиломатериалов, которые платят в него взносы по согласованной ставке с каждого купленного кубометра леса. Ассоциация гарантирует судовладельцу определенные нормы выгрузки по каждому порту, и в случае простоя судовладельцу выплачивается из фонда соответствующий демердж. Размеры взноса в фонд меняются из года в год в зависимости от финансовых результатов за истекший год. Ставки демерджа также регулярно пересматриваются с тем, чтобы они возмещали убытки судовладельцев при простое судов.
Введение указанной схемы для английских портов значительно повысило конкурентоспособность английских фрахтователей и поставило в затруднительное положение российских фрахтователей. Для выравнивания условий в чартере «Руссвуд» при его введении применена та же схема «Нюбалтвуда» в отношении выгрузки и оплаты демереджа при простое. При досрочной выгрузке пиломатериалов диспач в портах Англиии Ирландии не выплачивается. Изживает он себя и в других странах (Нидерланды, Дания).
Шкалы демерджа, аналогичные «Нюбалтвуду», применяются также при выгрузке пилолеса в других портах (ФРГ, Нидерланды и т.д.). Самостоятельная шкала демерджа предусмотрена для портов погрузки. Помимо того, по портам погрузки действует схема уравнительного фонда по диспачу, в который судовладельцы обязаны делать взносы пропорционально количеству погруженного леса.
Лесные чартера обладают, помимо того, рядом менее значительных особенностей, которые варьируют в зависимости от вида лесоматериалов и направлений перевозки.

Статьи по теме:
  • Виды специализированных чартеров
  • Лесные чартера
  • Профессиональные организации судовладельцев и грузовладельцев
  • Этика фрахтовой работы