Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Среди массовых грузов, обращающихся на фрахтовом рынке, зерно занимает ведущее положение. К наиболее употребительным формам, на условиях которых фрахтуются суда под зерновые перевозки, можно отнести новый чартер «Нор-грейн» (Norgrain), который обслуживает перевозки зерна из СШАи Канады, устаревший «Центрокон» (Centrocon), применяемый на перевозках из портов Ла-Платы, «Остуит» (Austweet) — зерно из Австралии и другие. В отношении чартера «Центрокон» неоднократно предпринимались попытки модернизации, которые всякий раз натыкались на консерватизм латиноамериканских зерноэкспортеров.
В 1973 г. на смену долго прослужившему, но устаревшему чартеру «Балтимор форм си» пришел новый чартер «Нор-грейн», которому принадлежит ведущая роль в международных морских перевозках зерна. Он и будет основой рассмотрения зерновых чартеров.
Отгрузки зерна отличаются своей массовостью и сезонностью при концентрации мест отгрузки всего лишь в 3-4 регионах мирового океана. Такая сгущенность предъявляет повышенные требования к равномерной подаче судов под погрузку, к диспетчеризации их движения во избежание скопления судов в местах погрузки и неизбежных при этом простоев. Вместе с тем стороны должны в подобных обстоятельствах иметь возможность маневра судами, что обеспечивается системой ордерования, направления судов в порты погрузки, а далее — в порты выгрузки. Ордерование дает фрахтователям право в определенные сроки выбирать порты, наиболее подходящие по условиям складывающейся ситуации. Поэтому зерновые чартеры предусматривают развитую систему информации.
По условиям «Норгрейна», судовладелец или капитан дают 15- и 7-дневный нотисы об ожидаемой дате прибытия, причем в 15-дневном нотисе сообщается ориентировочное количество необходимого судну груза. Если композиция груза, т.е. сочетание разных видов зерна и шрота, к моменту подачи нотиса еще не определилась, количество груза исчисляется на базе тяжелого зерна (пшеница и т.п.). В рамках этих нотисов судовладелец обязан информировать фрахтователей о любом изменении даты прибытия судна. Далее капитан по указанному в чартере адресу обязан за 144 часа (6 суток) до прибытия под погрузку запросить у фрахтователей порт погрузки, и фрахтователи в течение 72 часов по получении капитанского запроса должны ордеровать судно, т.е. номинировать ему порт или первый порт погрузки, если предполагается погрузка в нескольких портах. Помимо того, капитан обязан подать 72- и 12-часовой нотисы о предполагаемом времени прибытия судна под погрузку. И, наконец, по прибытии в период с 9.00 до 17.00 может быть подан нотис о готовности судна к погрузку с приложением свидетельства соответствующих властей о пригодности всех помещений судна к приему зерна.
Условия чартера позволяют капитану подать нотис о готовности и с рейдовой стоянки, если причал занят. В этом случае время ожидания причала будет считаться сталийным с момента подачи нотиса и до момента отхода судна с рейдовой стоянки. По постановке судна к причалу время считается с 8.00 рабочего дня, следующего после дня подачи нотиса или дня ошвартовки, если нотис был подан с рейда.
По условиям чартера, если нотис о готовности подается в крайние сроки, т.е. в день канцеллинга, то он должен быть вручен и принят не позже полудня, иначе канцеллинг будет считаться пропущенным. В таком случае после подачи нотиса чартер дает фрахтователям час времени, чтобы решить, используют ли они свое право на канцеллинг.
Как и при погрузке, чартер предусматривает строгую процедуру ордерования судна под выгрузку. За 96 часов (4 суток) до прибытия судна в указанный в чартере пункт капитан обязан запросить у фрахтователей по радио порт выгрузки. Последние обязаны номинировать порт через 48 часов после получения капитанского запроса. Помимо того, капитан обязан радировать 72- и 24-часовой нотисы о предполагаемом времени прибытия судна в порт выгрузки.
Зерновые чартера обычно предоставляют фрахтователям помимо географического также обширный грузовой опцион, давая право комбинировать загрузку судна из разных видов зерна (пшеница, ячмень, кукуруза, соя-бобы, сорго)
и шрота.
С географическими опционами связано условие о максимальной гарантированной осадке судна по окончании погрузки и по прибытии в порт выгрузки. Гарантированная осадка представляет собой двоякую гарантию. С одной стороны — это гарантия фрахтователей судовладельцу на предмет безопасного прохождения судна с гарантированной осадкой. С другой — это обязательство судовладельца не допускать осадки сверх гарантии. Порты погрузки и выгрузки номинируются с учетом гарантированной осадки. Несоблюдение или нарушение гарантии может вызвать необходимость лихерования, т.е. выгрузки части груза на рейде, которое относится за счет нарушившей стороны. Отличительная черта чартера «Норгрейн» — широкая вариантность, альтернативность. Он предусматривает ротацию в опционе и фрахтователей, и судовладельцев в зависимости от договоренности при зафрахтовании судна. Предусматривается три альтернативных варианта метода оплаты фрахта: два стандартных и один произвольный по договоренности сторон. Предусмотрено три варианта оплаты сверхурочных и, соответственно, зачета сверхурочного времени, четыре варианта счета стадии и т.д.
В отличие от «Норгрейна», австралийский чартер «Остуит» характеризуется большей определенностью: в чартере перечислены и напечатаны все порты, по которым предоставляется географический опцион, все виды зерновых грузов по грузовому опциону, предусмотрен единственный вариант распределения расходов по погрузке и выгрузке.

Статьи по теме:
  • Время подачи судна под погрузку. Лейдейс. Канцеллинг. Продление даты канцеллинга
  • Местоположение судна
  • Забастовка
  • Безопасный порт