Морское судоходство. Фрахтовый рынок

Морские перевозки, фрахтование судов, конъюнктура фрахтового рынка

Когда фрахтователь является грузоотправителем, а грузополучателем является покупатель товара, фрахтователь заинтересован в том, чтобы сложить с себя ответственность перед судовладельцем как можно раньше, если его обязательства перед судовладельцем, действительно, выполнены, в частности, по оплате фрахта. По сложившейся судоходной практике окончание ответственности фрахтователя в той мере, в какой он действительно выполнил свои обязательства по совместному предприятию наступает по подписании коносаментов. Прекращение ответственности фрахтователя фиксируется в особой оговорке, в которой одновременно обусловливается так называемое залоговое право судовладельца на груз (lien) в обеспечение своих прав на фрахт, демередж и т.д. перед грузополучателем, если последний должен по поручению фрахтователя оплатить фрахт. Если, однако, судовладелец не может получить полного удовлетворения своих имущественных прав у грузополучателя, фрахтователь, как сказано выше, остается ответственным по этим обязательствам: судовладелец вправе взыскать с него фрахт, демередж и пр.
Следует заметить, что, независимо от наличия в чартере условия о залоговом праве, законодательство почти всех стран признает за судовладельцем это право в обеспечение его имущественных прав на фрахт, мертвый фрахт, демередж, детеншн и прочих причитающихся ему сумм.
Судовладелец может воспользоваться залоговым правом только до того момента, когда груз еще не выдан грузополучателю, после чего он этого права лишается и может добиваться удовлетворения своих имущественных требований только в общем порядке. Судовладельцы, случается, злоупот-ребляют залоговым правом, шантажируя им партнера при предъявлении разного рода претензий. Чтобы оградить себя от подобных злоупотреблений, фрахтователи стараются внести в чартер условие, по которому при возникновении спора судовладелец лишается залогового права, если фрахтователь представит достаточное обеспечение требований судовладельца в виде денежного депозита в банке или в виде банковской гарантии. Иногда в таких случаях чартер обязывает судовладельца довольствоваться даже не банковской гарантией, а гарантийным письмом самого фрахтователя.

Статьи по теме:
  • Преамбула
  • Оплата фрахта. Возникновение права на фрахт
  • Рейсовый чартер. Комбинация двух функций. Основные права и обязанности сторон
  • Димайз-чартер и бербоут-чартер